Вы здесь

Биологическая теория эмоций

 

Эмоции сопутствуют человеку на протяжении всей его жизни. С эмоциональными переживаниями связаны многие поступки человека. Если внимательно понаблюдать, то нетрудно заметить, что почти все живые существа, имеющие центральную нервную систему, обладают «аппаратом» эмоций. В последние годы физиологи используют специальную методику, позволяющую объективно зарегистрировать у животных наличие эмоциональных переживаний. В отличие от традиционного метода, основанного на раздражении мозга экспериментатором, через вживленные электроды, американский ученый Д. Олдз предложил новый метод — самораздражения, заключающийся в следующем: контакт для замыкания цепи раздражающего мозг тока был предоставлен самому животному. Если раздражение при замыкании контакта приятно для животного, оно, естественно, стремится повторить его. Напротив, если раздражение неприятно, животное старается избегать замыкания цепи.

Опыты с применением этой методики показали, что в мозге имеются структуры, раздражение которых вызывает у животных безудержное стремление к его повторению. В ходе эксперимента животные доводят себя до исступления, производя до 14 тыс. замыканий цепи в час! Кроме того, обнаружены и такие структуры мозга, раздражение которых вызывает у животных панический ужас, и они уже не только не стремятся снова замыкать цепь раздражающего тока, но активно стараются покинуть помещение, где им раздражали эти пункты мозга.

Чем объяснить, что эмоции, раз возникнув в процессе эволюции, сохранились у многих живых существ, включая и человека? Если природа их так бережно сохранила, значит они имеют какое-то важное значение для выживаемости? Какое же?

Если внимательно проанализировать условия, при которых возникают эмоциональные переживания у человека, то можно заметить, что большинство из них — следствие определенной внутренней потребности. Так, при израсходовании питательных веществ в организме возникает эмоция голода. При ограничении приема воды, особенно при жаре, — эмоция жажды. Точно так же при накоплении в организме достаточного количества половых гормонов формируются половые эмоции. Все эти эмоции часто называют отрицательными.

Интересно, что удовлетворение любой потребности обычно также сопровождается эмоцией. Но это уже положительные эмоции, которые субъективно приняты. Так, например, прием пищи порождает эмоцию насыщения. Точно так же, выпив воды, человек испытывает эмоцию утоления жажды. Таких примеров можно привести много.

Итак, эмоции в жизнедеятельности животных и человека заняли узловые позиции в ряду «потребность и ее удовлетворение».

Биологическое значение положительных эмоций при удовлетворении потребностей понятно, поскольку они санкционируют успех поиска. Однако только этим значение их не ограничивается. Эмоция фиксируется в памяти и впоследствии как своеобразное «представление» о будущем возникает всякий раз при появлении соответствующей потребности. Таким образом, при неоднократном удовлетворении потребностей целенаправленная деятельность организма впоследствии может быть вызвана не только отрицательной эмоцией, сопровождающей данную потребность, но и представлением о положительной эмоции, которая связана с будущим подкреплением. Так формируется своеобразный «аппетит». Этот второй стимулирующий момент целенаправленного поведения в большой степени проявляется у обученных животных и может отсутствовать у новорожденных.

Любое удовлетворение потребности, как уже сказано, сопровождается положительной эмоцией. Это очень важный момент. Положительная эмоция всегда санкционирует успех той или иной целенаправленной деятельности. В случае, если результат поведения не соответствует исходной потребности организма, усиливается противоположная тенденция — отрицательная эмоция.

Если проследить за деятельностью человека, направленной на достижение любой цели, то можно заметить, что этот процесс всегда проходит через последовательную смену состояний эмоционального неудовлетворения положительными эмоциями радости и удовольствия. И самое глубокое удовольствие человек испытывает в том случае, когда достигнута главная цель, решена основная поставленная перед ним задача.

То же самое можно наблюдать у детей: если ребенок поставил перед собой какую-нибудь задачу, например построить пирамиду из кубиков, и ему это не удается по каким-либо причинам, то сколько неудовольствия он проявляет, иногда даже плачет. И, наоборот, улыбка радости и «предметная» радость (пляска) появляются, когда поставленная цель достигнута. Даже новорожденный ребенок выражает чувство голода криком и плачем, а насыщение — блаженной улыбкой.

И точно так же, пишет ли писатель увлекательный роман, пытается ли ученый проникнуть в тайны своей науки, взбирается ли альпинист на вершину Памира — всюду достижение цели — это всегда эмоции радости и удовольствия!

Следовательно, эмоции позволяют человеку и животным быстро без дополнительных усилий оценить возникшие потребности и затем быстро построить адекватную форму реагирования, ведущую к удовлетворению этих потребностей. Эмоции возникли в эволюции живых существ, как средство оценки внутренних потребностей и их удовлетворения. Но не только в этом биологически важна роль эмоции.

Являясь реакцией всего организма, эмоции производят почти мгновенную интеграцию всех его функций и позволяют быстро определить полезность или вредность воздействующего фактора. Они играют роль своеобразного «пеленга», позволяющего организму мгновенно и весьма надолго оценить свое внутреннее состояние или внешнюю опасность и построить ответную реакцию часто даже до определения локализации воздействия. Это особенно очевидно, например, при травматическом повреждении ноги. Как известно, при этом появляются сильные болевые ощущения, возникает эмоция боли. Как в данном случае ведет себя человек?

Практика показывает, что пораженная функция может быть компенсирована путем вовлечения в защитный процесс мышц больной и здоровой конечности. Однако в этих случаях ограничивающим фактором является ощущение боли. Человек начинает совершать многочисленные попытки движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае отрицательная эмоция и играет роль «пеленга», помогающего ему воздерживаться от движений, вызывающих боль. Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производится на основе каких-либо других критериев, например степени натяжения мышцы, угла отклонения в суставах и так далее, как сразу станет очевидным все совершенство универсального характера эмоциональных состояний и огромное их приспособительное значение. Наиболее яркий пример этого — осуществление висцеральных и вегетативных функций человека. Каждому взрослому человеку хорошо известно, что только успешный вегетативный акт сопровождается положительным субъективным эмоциональным ощущением и, наоборот, неуспешность или ненормальность его выполнения ведет к отрицательному эмоциональному ощущению.

Итак, субъективные ощущения, появившись уже на ранних этапах, включаются в важнейшие функции целого организма: он начинает получать сигналы о благополучии или неблагополучии в ситуациях, жизненную важность которых оценить нельзя никакими другими средствами.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.