Из видов, входящих в отряд Galeiformes, у атлантического побе­режья Соединенных Штатов чаще всего встречается песчаная аку­ла, внешность которой очень подошла бы акуле-людоеду. Она бы­вает до 3 метров длиной, зубы у нее пилообразные, рыло заост­ренное. И тем не менее песчаная акула пока не была уличена в нападении на человека; а вот ее двоюродные сестры стали при­чиной многих человеческих трагедий. Я полагаю, что при соответ­ствующих обстоятельствах песчаная акула тоже не откажется отведать человечины, дополнив таким образом свой рацион, со­стоящий в основном из камбалы, макрели, кальмаров, омаров и других вертлявых и скользких созданий. В инструкции военно-морского флота, составленной американскими специалистами для водолазов и аквалангистов, песчаная акула считается не менее опасной, чем тигровая — а это признанный людоед.

Песчаных акул часто выставляют на обозрение публики в оке­анариумах, так как они сравнительно легко привыкают к жизни в неволе. Водятся песчаные акулы на средних глубинах. Обычно они поодиночке плавают у самого дна, где обитает их корм. Но иногда песчаные акулы собираются стаями, насчитывающими до нескольких сот голов, и сообща преследуют макрель, сгоняя ее, точно скот, при помощи организованных маневров.

Песчаные акулы, когда они не охотятся, кажутся медлитель­ными и неповоротливыми, но сила их огромна. Работая в Нью-Йоркском зоологическом обществе, я принимал участие в отлове и мечении песчаных акул и могу засвидетельствовать, что крупные песчаные акулы хоть и не рвут снасти в клочья, как это делают акулы-мако, однако сопротивляются упорно и подолгу. Самый простой способ пометить акулу — это поймать ее на крючок, снаб­дить меткой и отпустить. Прежде чем закинуть в воду лесу с крючками, на которые насажены куски рыбы, надо спустить за борт приманку — пластиковые мешки с дырками, наполненные нарубленными рыбьими потрохами; они оставляют в воде длин­ный пахучий след, спускающийся в глубину. Обычно уже через несколько минут акулы окружают лодку; однако на поверхность они не поднимаются, а держатся на глубине. В это время рыболовам не рекомендуется падать за борт.

Самая крупная из песчаных акул, которых мне доводилось ловить, весила 80 килограммов, а длиной была 2,4 метра. Она по­палась на мой крючок в темных водах залива Делавэр и сопро­тивлялась с таким ожесточением, что мне надолго запомнилась ее грубая физическая сила. Поначалу акула лишь слегка дернула лесу, и я стал понемногу вращать катушку, поджидая удобного момента для подсечки. Случай представился — акула снова дернула, на этот раз сильнее, я резко вскинул тяжелое удилище и за­жал его рукоятку в гнезде, которое было пристегнуто ремнями к моему поясу.

Стояла середина лета, палило солнце; я долго и остервенело сражался с акулой, которая лежала на дне и сопротивлялась, твердо решив выйти из схватки победительницей. На следующий день я так описывал свои ощущения в дневнике: "Это была гру­бая, первобытная сила, которая как будто полностью игнорирова­ла мои попытки одолеть ее. В нашей схватке не было ничего вол­нующего; это была тяжелая, изнурительная работа, от которой у меня потом ныли все мышцы". Я закручивал тормоз на катушке с лесой и изо всех сил налегал на удилище, но акула тянула сильнее меня. С четверти часа все мои труды были впустую; а по­том вдруг сопротивление ослабло, я подтянул акулу к борту и при помощи гарпуна закрепил метку у нее на спине, позади плав­ника. Метки, которыми пользуются для того, чтобы следить за миграциями рыб — как для наблюдения за птицами пользуются кольцами, — представляют собой пластмассовые трубки величи­ной с сигарету, насаженные на гарпун. Эти трубки заканчиваются заостренной спицей, которую надо воткнуть рыбе в спину. Трубка соскакивает с гарпуна — и рыба помечена.

Охотники за песчаной акулой иногда вместо нее снимают с крючка серую, или, как ее еще называют американцы, коричневую, акулу (Carcharhinus milberti), которая отличается более крупными размерами, чем песчаная. Серые акулы встречаются у атлантического побережья Америки, водятся они также в Тихом океане и в Средиземном море. Многие рыбаки и ныряльщики восточного побережья легкомысленно относятся к серым акулам, считая, что они неопасны. Однако трагическое происшествие, имевшее место у берегов Кубы в 1932 году, говорит об обратном. В январе того года рыбак, поймавший серую акулу длиной 3,7 метра, обнаружил у нее в брюхе человеческую руку, кусок си­ней плащевой ткани и еще несколько столь же неаппетитных предметов, указывавших на то, что акула недавно лакомилась человечиной. Личность пострадавшего установить не удалось, одна­ко не исключено, что эта акула была причастна к инциденту с семьей Аткинсов, случившемуся за несколько дней до ее поимки.

Эдвинд Ф. Аткинс, богатый плантатор, отбыл в тот день из Ки-Уэста в Гавану на борту двухмоторного гидросамолета "Колумб". Кроме экипажа и самого Аткинса, на борту самолета на­ходились его жена, двое сыновей, няня, гувернантка и некто Отто Абрахамс, банкир из Нью-Йорка. В 20 милях от Гаваны двигатель самолета стал барахлить, и гидроплану пришлось совершить экстренную посадку на воду, неподалеку от проплывавшего мимо парома „X. М. Флэглер". Мальчики вывалились из кабины в во­ду, Аткинс и гувернантка Грейс Макдоналд выбрались на крыло гидроплана. Миссис Аткинс, няня, Абрахамс и экипаж были подобраны шлюпкой, которую спустили с парома. Волны пере­катывались через крылья лежавшего на воде самолета, но некоторое время Аткинсу и мисс Макдоналд удавалось держаться; однако в конце концов их смыло. Больше их не видели. Друзья погибшего говорили, что на Аткинсе был плащ такого же голу­бого цвета, что и ткань, найденная в желудке акулы. Неясным оставалось только, захлебнулся ли плантатор в волнах или был съеден заживо. Акулы ведь не только хищницы — они, кроме того, питаются еще и падалью.

Акула-мако, или атлантическая серо-голубая акула (Isurus oxyrinchus), — это высокоспециализированный хищник, обитаю­щий почти во всех морях мира и имеющий смелость нападать даже на такую добычу, как меч-рыба. Мако — признанный лю­доед, часто нападающий даже на лодки. Пойманная на крючок, эта хищница иногда выскакивает из воды на несколько метров и "ходит" на хвосте наподобие марлина. Мако отличается заострен­ной мордой и сплющенным телом; спина у мако темно-синяя, а брюхо белое. Эта акула все больше привлекает к себе внимание рыболовов-спортсменов.

Однажды ловля этой акулы стала „гвоздем" телевизионной программы Дика Кэвита. В 1971 году я взял Дика, его жену Кэр­ри Най и музыканта из оркестра "Модерн Джаз Квартет" Перси Хиса в экспедицию, организованную Нью-Йоркским аквариумом. Целью экспедиции было пометить несколько акул. К югу от ост­рова Блок, в 40 милях от мыса Монток, мы поймали трех акул-мако, которые бешено сопротивлялись, даже когда мы подтащили их к борту нанятого рыболовного судна. Пойманная на крючок акула-мако бьет хвостом, извивается своим могучим телом и с ра­зинутой пастью бросается на всякого, кто оказывается рядом. В отличие от мако песчаная акула в такой ситуации плавает воз­ле борта, точно бревно.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.