Вы здесь

Хороший учитель, плохой учитель

 

В фильмах про следователей нередко показывают, что с одним и тем же подследственным работают два следователя, — один "плохой следователь", а другой "хороший" следователь.  

"Плохой" следователь грубо "выбивает" из человека информацию, а "хороший" следователь делает вид, что сочувствует и стремится помочь.

Получается очень результативно!

При обучении бывает нечто подобное. У меня, например, было два учителя математики.

"Плохой" учитель. 

В восьмом классе я изучал математику  у учительницы … домоводства. Дело в том, что в те далёкие времена, в начале шестидесятых годов прошлого века, трудовая пенсия начислялась исходя из заработка за последний год работы. Естественно, что начальство часто шло навстречу своим работникам и в последний, предпенсионный год нагружало их по максимуму.

Поэтому учительнице домоводства, которая к тому же была нашей классной руководительницей,  дали в нагрузку ещё и математику.

Конечно же, в математике она ничего не понимала, но, тем не менее, старательно пыталась разобраться и с логарифмической линейкой, и с корнями квадратного уравнения…. Зачастую это у учительницы получалось хуже, чем у нас, её учеников.

И всё же, характеризуя Марию Андреевну как учителя, я беру слова "плохой учитель" в кавычки. И совсем не потому, что о покойных говорят только хорошее или ничего кроме правды. Необходимо признать, что она обладала множеством положительных личных качеств:

  1. она была честной с нами и даже не пыталась выглядеть человеком,  знающим математику,
  2. она старательно училась, чтобы соответствовать своему статусу, а ведь могла бы и не очень стараться, — уж годик-то  можно было, наверное, как-нибудь перекантоваться,
  3. она, сама того не осознавая, создала конкурентную среду, в которой ученики соревновались в освоении математики,
  4. наконец, она предоставила ученикам, интересующимся математикой, много возможностей для развития: записала в математический кружок при пединституте, рекомендовала после окончания восьмого класса продолжить обучение в специальном математическом классе.

Таким образом, её недостатки сами собой превратились в достоинства. — Мы все или, по крайней мере, некоторые из её учеников, приобрели крепкую уверенность в себе и интерес к математике.

Именно поэтому я и ещё один ученик из нашего класса продолжили изучение математики в другой школе, где был специальный математический класс. Может быть, таких, как мы, было бы больше, но приходилось ездить через весь город в часы пик и в любую погоду в переполненных трамваях, что многих отпугивало.

Хороший учитель.

В середине шестидесятых годов  в Нижнем Тагиле был всего лишь один математический класс, а точнее половина класса. Математику здесь преподавал Борис Соломонович Гельруд — учитель милостью Божьей. Он всех поражал своими энциклопедическими познаниями и при этом был скромным и мудрым человеком. До сих пор светлая память о нём сохраняется в нашем городе.

Когда Борис Соломонович был подростком, он приходил к отцу на работу, бывшим в то время отвественным работником Уралвагонзавода. В кабинете отца была Большая Советская Энциклопедия. Так вот, Борис Соломонович прочитал её всю и очень многое запомнил. Поэтому в нём гармонично сочеталась любовь к математике с глубоким, профессиональным интересом к культуре. В его личной библиотеке было много книг по искусству.

Изучать под его руководством математику было одно удовольствие. Оказалось, что в Казанском университете на физфаке,  где я учился, преподавали то же самое, что и Борис Соломонович, но только очень длинно и нудно.

В математическом классе я не доучился, потому что окончил школу на один год раньше положенного, самостоятельно изучив все требуемые предметы и сдав экзамены экстерном. — В этом Борис Соломонович сыграл решающую роль.

В те времена экстернат был разрешён, но почти не практиковался. Борис Соломонович договорился с городским отделом народного образования, чтобы я мог сдавать выпускные экзамены, т. е. он решил все организационные вопросы. В результате я оказался единственным учеником из Нижнего Тагила, окончившим в тот год среднюю школу досрочно.

Итак, у меня были два совершенно разных учителя математики, и каждый оказал на меня и на мою судьбу громадное влияние.

Случай из моей практики.

Бывает, что хороший учитель и плохой учитель объединятся в одном лице. — Вполне допустимо, если учитель, обладающий авторитетом, покажет перед учениками свою слабость или глупость. Тем более, что для учеников проявление слабости учителя бывает полезным: они убеждаются, что "не боги горшки обжигают".

И вообще, быть иногда слабым или глупым — дело житейское. 

Вспоминается такой случай из моей практики.

На занятии по социальной психологии изучается социометрия. Обсуждается мотивационная сторона социометрических критериев, строится социоматрица, а  я в это время лихорадочно вспоминаю слово "социограмма". Забыл, бывает! Склероз!

Наконец вспомнил и с улыбкой рассказал студентам о своём затруднении. Результат оказался неожиданным. Всплеск учебной активности! Раскрепощённость и желание работать!

Следует отметить, что подобное поведение возможно только в том случае, если учитель обладает авторитетом. В противном случае ученики будут только тем и заниматься, что выискивать огрехи, и, если вслух не скажут, то про себя, уж точно, подумают: "Сам дурак, — а учит!".

Авторитетное мнение.

Нильс Бор, как и Резерфорд, создал крупнейшую на­учную школу теоретической физики. Однажды на вопрос своего ученика академика Л. Д. Ландау о секрете его, Бора, подхода к молодежи, он ответил, что это трудный вопрос, так как методов и рецептов здесь нет.

«Но вот что, пожалуй, всегда было характерно, — ска­зал Бор, — мы не боялись показать молодому человеку, что мы сами глупы. При этом я всегда был против того, чтобы высказывались некие «окончательные и определен­ные» суждения…». Фёдор Кедров. Эрнест Резерфорд (Рождение ядерной физики). М., «Знание», 1980. Гл. Они знали Резерфорда.

Рассмотренные в этом сообщении три ситуации очень "пёстрые", разнотипные. Чему же они нас учат?

Я думаю, что вот чему.

Если учитель авторитетен, и ученики признают его профессионализм, то будет хорошо, если учитель

1. проявит максимальную открытость, и не побоится показать свою глупость или слабость.

2. покажет ученикам, что он не прекращает самообразования и работает над повышением своего профессионального уровня.

3. создаст мягкую конкурентную среду (жёсткая конкуренция может оказаться вредной для учеников со слабой нервной системой).

4. предоставит учащимся максимальные возможности для их развития и проявления их творческого потенциала.

 

©   А.А.Дмитриевский.