1. 1 января. Начало христианского летосчисления (нашей эры)

1. 1 января этого года принято за начало так называемого христианского летосчисления, ведущего счет времени от одной из предполагаемых дат рождения мифического основателя христианства Иисуса Христа. Это летосчисление впервые было предложено Дионисием Малым в VI в. и часто обозначается буквами «н. э.», что означает «наша эра» или «новая эра». Все даты, относящиеся к событиям, имевшим место до начала этого летосчисления, имеют приписку «до н. э.» [67, 270, 339, 364].

 

67. Буткевич А. В., Ганьшин В. Н., Xренов Л. С. Время и календарь. М., 1961.

270. Никольский В. К. Происхождение нашего летосчисления. 1938.

339. Россовская   В. А. Календарная даль веков. М.— Л., 1936.

364. Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. Л., 1962.

78. 3 марта. Начало эры Сака (или Шака)

78. 3 марта этого года принято за начало эры Сака (или Шака), широко применявшейся в Южной Индии[364].

 

364. Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. Л., 1962.

78. Родился Чжан Хэн

78. Родился Чжан Хэн (умер в 139) — китайский астроном и математик. Ему принадлежит описание 2500 видимых в Китае звезд и разделение их на 124 созвездия. 320 звездам он дал собственные названия. Одним из первых правильно объяснил причину лунных затмений и явление лунных фаз. Сконструировал и изготовил несколько астрономических приборов: армиллярную сферу, вращающийся звездный глобус и др. Чжан Хэн разделил окружность на 365,25 китайских градуса, по числу суток в году, и вычислил угол наклона эклиптики к экватору — 24 китайских градуса, что соответствует 23°40' по принятому в настоящее время делению окружности на 360° [394].

 

394. Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961.

85. Календарная реформа в Китае. Введён календарь "Сы-фан ли"

85. В Китае была проведена календарная реформа. «Саньтунский календарь» был заменен календарем «Сы-фан ли», по которому продолжительность синодического месяца исчислялась в    суток,  т.  е. отличалась от современного значения месяца всего на 0,00026 суток. Этот календарь просуществовал до 264 года [394].

 

394. Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961.

Около 100. Теория "покрывающего неба" Цай Пи

Около 100. Китайский ученый Цай Пи выдвинул теорию «Покрывающее небо» («Гайтянь»), согласно которой Земля и небо имеют округлые формы и поверхности их параллельны. Расстояние между этими поверхностями принималось равным 80 000 ли, что соответствует 46 080 км [394].

 

394. Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961.

Около 120. Теория "беспредельного неба" Чжан Хэна

Около 120. Появилась книга Чжан Хэна «Армиллярная сфера», в которой подробно изложена новая астрономическая теория «Беспредельное небо» («Хунтянь»). Согласно этой теории Вселенная безгранична во времени и пространстве; небесные светила имеют шарообразную форму; небо вращается, и всегда над горизонтом находится только его половина; концы оси вращения неба — это полюса: Северный и Южный. Чжан Хэн правильно описал видимое движение небесных светил и связанные с ним явления [394].

 

394. Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961.

Около 150. Труд Клавдия Птолемея "Великое математическое построение" ("Альмагест")

 

Около 150. Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (около 87 — 165 н. э.) написал свой известный труд «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах», получивший у арабов название «Альмагест», который являлся полнейшей астрономической энциклопедией того времени и оставался до появления книги Н. Коперника (середина XVI в.) непревзойденным образцом изложения всей совокупности астрономических знаний.

«Альмагест» начинается с изложения прямолинейной и сферической тригонометрии; далее он содержит описание астрономических инструментов, звездный каталог положений и величин 1022 звезд. В этом труде Птолемей описал также разработанные им новые теории движения Солнца и Луны.

В «Альмагесте» изложена геоцентрическая система мира, согласно которой Земля расположена в центре мира; для объяснения сложных петлеобразных видимых движений планет были введены добавочные вспомогательные круги — эпициклы, центры которых перемещались вокруг Земли по основным кругам — деферентам, причем, плоскости эпициклов и деферентов не совпадали.

Геоцентрическая система Птолемея продержалась более пятнадцати веков и сильно затормозила развитие науки. Сомневаться в правильности этой системы религия строго запрещала. Испанский король Альфонс X, большой знаток и покровитель астрономии, был обвинен в ереси лишь за то, что заявил: «Если бы при сотворении мира создатель спросил моего совета, я предложил бы ему более простой план устройства Вселенной [38, 39, 65, 426, 505].

 

38. Берри А.   Краткая   история  астрономии.   Изд.   2.   Под   ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

39. Биографический   словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М., 1958; Т. 2, 1959.

65. Бублейников Ф. Д. Очерк развития представлений о Земле. М., 1955.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.