Опорные слова к вопросу №39 — здесь

 

Индивидуальность человека - явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Собирание ее целостного образа мы будем вести через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность.

Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуаль­ность в силу наличия у него особенных, единичных, неповтори­мых свойств. Действительно, единичность и неповторимость ин­дивида входят в определение индивидуальности.

Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуально­сти через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.

Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, ко­торая обусловливает ее собственное «лицо». Но сама по себе не­повторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности. Особенность, своеобразие, неповторимость не есть ис­тинные характеристики индивидуальности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души - писал он, - отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модифика­ций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бес­конечности. Своеобразию человека не следует, поэтому, прида­вать чрезмерно большого значения». Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.

 

 

Итак, определения индивидуальности 1 и 3 подвергнуты обоснованной критике. Такие определения вполне приемлемы в житейской психологии или в психотерапевтической практике, но не в психологической науке. В дальнейшем мы будем придерживаться трактовки индивидуальности под номером 2.

Сущностное определение индивидуальности связано с ис­пользованием понятий «целостность», «единство», «неделимость», «самобытность», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и т.п.

«Индивидуальность, - писал Людвиг Фейербах, - это неделимость, единство, целостность, беско­нечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, на­сквозь, повсюду я индивидуальное существо».

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особен­ностей.

Как отмечается многими авторами, термин «индивиду­альность» означает единство многообразного, многое в одном. Борис Герасимович Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Раскрывая это положение, он писал: «Для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить челове­ка не только как открытую систему, но и как систему «закры­тую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)».

Философ И.И. Резвицкий понимает целостность индивиду­альности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, - пишет он, - индивидуальность включает в себя,

  • во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человече­ского общества;
  • во-вторых, особенные признаки, которые прису­щи ему как члену определенной общественно-экономической формации;
  • в-третьих, единичные признаки, обусловленные спе­цифичностью его биологической организации и социальной микросреды».

Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность челове­ка, характеризуют его как конкретное существо.

Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «са­мость». Сущность индивидуальности как раз и связана с само­бытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.