Опорные слова к вопросу №40 — здесь

 

Она включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения.

Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия, понимаемая не в значении психологии человека, а в значении социальной психологии (= осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд «эффектов»:

  • первичности, суть которого в том, что представление о человеке зависит от порядка поступления информации о нем, в частности, первые впечатления о незнакомом человеке самые стойкие,
  • недавности (новизны); его суть в том, что по отношению к знакомому человеку оказывается наиболее значимой последняя, т. е. более новая, информация о нем,
  • ореола; он состоит в том, что в условиях дефицита информации о человеке возникает общее оценочное впечатление о нем, которое затем влияет на восприятие его поступков и личностных качеств.

В частности, при формировании и первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются. И, наоборот, если общее первое впечатление о каком-либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Большую роль играют также следующие явления:

  • стереотипизация (от греч stereos - твердый и typos - отпечаток), состоящее в том, что восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий, людей) на основе некоторых определенных, стереотипных представлений,
  • каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attri-buo - придаю, наделяю), которая заключается в интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Иными словами, человеку (наблюдателю) мало наблюдать лишь поведение партнёра по общению, он стремится понять причины, почему возникает то или иное поведение. Нередко причины понимаются ошибочно, но, тем не менее, такое понимание существенно влияет на ответное поведение наблюдателя.

Знание всех этих механизмов и эффектов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого в ходе общения. Связь общения с определенным характером отношений между людьми проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса.

Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает социально-психологические тренинги, т е овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ). Такие тренинги особенно полезны тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения (руководители, педагоги, врачи и др.)

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.