admin - Втр, 24/03/2009 - 19:08
Опорные слова к вопросу №4 — здесь
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец), общие принципы деятельности учёных, определённые культурные стандарты, схемы, модели постановки проблем и их решения, методы исследования, господствующие в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
Смена парадигм представляет собой научную революцию.
Всевозможные парадигмы можно подразделить на две принципиально различные группы: естественно-научные парадигмы и гуманитарные парадигмы.
№
№ |
- - - | Естественнонаучная парадигма | Гуманитарная парадигма |
1 | Науки | "точные" | " не точные" |
2 | На одну и ту же проблему имеется | одна точка зрения, после того, как исследование завершится. | разные точки зрения. |
3 | Предполагает переход | от факта к явлению, от явления к сущности (закону), от сущности к теории. | от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. |
4 | Познание обращено | к объективным закономерностям. | к духовному миру человека, к личностным смыслам. |
5 | Единичный факт рассматривается | как частный случай общей закономерности. | как уникальный, самодостаточный и автономный. |
6 | Человек изучается | как любой другой объект: небесные тела, растения, животные и т.п. | как субъект неповторимый и уникальный. |
7 | Цель и результаты | построение истинной картины мира, выявление объективных законов природы. | понимание явлений, фактов. |
8 | Характер познания | объективный, т.е. исключается всё, что относится к исследователю и к его познавательной деятельности. | субъективный. |
9 | Основным инструментом в построении знаний является | гипотеза — научно обоснованное предположение, которое нужно всеми силами стараться опровергнуть. | специфического инструмента нет, — обычное понимание. |
10 | Язык | специфический, определяется исследуемой областью. | обычный, применяемый при общении между людьми. |
11 | Отношение к изучаемой реальности строится на основе | объективных измерений. | субъективного восприятия. |
12 | Терпимость к противоречиям: | в конечном итоге противоречий быть не должно, противоречия указывают на недостатки понимания, которые должны быть устранены. | противоречия неизбежны, желательно от них избавиться, поэтому есть тенденция к их устранению. |
13 | Динамика получения результатов: | результаты получаются, в основном постепенно и планомерно, не считая тех случаев, когда благодаря неожиданным открытиям обнаруживаются новые области исследований. | понимание может возникать по-разному: или постепенно и планомерно, или вдруг, неожиданно, благодаря озарению. |
14 |
Результаты научного исследования |
контролируемые: они проверяются и воспроизводятся. | с ними можно согласиться или нет. |
15 | Подход | объективный, т.е. в рамках отношения субъект + объект. | субъективный диалог двух суверенных субъектов. |
16 | Предполагается | беспристрастное, отстранённое отношение исследователя. | заинтересованное, пристрастное отношение исследователя. |
17 |
Объект в ходе исследования не меняется. | Происходит развитие, изменение исследующего и (исследуемого) субъекта. | |
18 | Объекты развиваются | согласно объективным закономерностям. | во времени истории, пространстве культуры. |
19 | В психологии: | Все направления, кроме гуманистической психологии | Гуманистическая психология |
Добавить комментарий