Опорные слова к вопросу №4 — здесь

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец), общие принципы деятельности учёных, определённые культурные стандарты, схемы, модели постановки проблем и их решения, методы исследования, господствующие в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Всевозможные парадигмы можно подразделить на две принципиально различные группы: естественно-научные парадигмы и гуманитарные парадигмы.

- - - Естественнонаучная парадигма Гуманитарная парадигма
1 Науки "точные" " не точные"
2 На одну и ту же проблему имеется одна точка зрения, после того, как исследование завершится. разные точки зрения.
3 Предполагает переход от факта к явлению, от явления к сущности (закону), от сущности к теории. от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.
4 Познание обращено к объективным закономерностям. к духовному миру человека, к личностным смыслам.
5 Единичный факт рассматривается как частный случай общей закономерности. как уникальный, самодостаточный и автономный.
6 Человек изучается как любой другой объект: небесные тела, растения, животные и т.п. как субъект неповторимый и уникальный.
7 Цель и результаты построение истинной картины мира, выявление объективных законов природы. понимание явлений, фактов.
8 Характер познания объективный, т.е. исключается всё, что относится к исследователю и к его познавательной деятельности. субъективный.
9 Основным инструментом в построении знаний является гипотеза — научно обоснованное предположение, которое нужно всеми силами стараться опровергнуть. специфического инструмента нет, — обычное понимание.
10 Язык специфический, определяется исследуемой областью. обычный, применяемый при общении между людьми.
11 Отношение к изучаемой реальности строится на основе объективных измерений. субъективного восприятия.
12 Терпимость к противоречиям: в конечном итоге противоречий быть не должно, противоречия указывают на недостатки понимания, которые должны быть устранены. противоречия неизбежны, желательно от них избавиться, поэтому есть тенденция к их устранению.
13 Динамика получения результатов: результаты получаются, в основном постепенно и планомерно, не считая тех случаев, когда благодаря неожиданным открытиям обнаруживаются новые области исследований. понимание может возникать по-разному: или постепенно и планомерно, или вдруг, неожиданно, благодаря озарению.
14

Результаты   научного исследования

контролируемые: они проверяются и воспроизводятся. с ними можно согласиться или нет.
15 Подход объективный, т.е. в рамках отношения субъект + объект. субъективный диалог двух суверенных субъектов.
16 Предполагается беспристрастное, отстранённое отношение исследователя. заинтересованное, пристрастное отношение исследователя.

17

  Объект в ходе исследования не меняется. Происходит развитие, изменение исследующего и (исследуемого) субъекта.
18 Объекты развиваются согласно объективным закономерностям. во времени истории, пространстве культуры.
19 В психологии: Все направления, кроме гуманистической психологии Гуманистическая психология

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.