Опорные слова к вопросу №18 — здесь

 

Есть три вида деятельности: игра, учение, труд.

Игра - процессуальный вид деятельности, потому что важен процесс, а не результат. Учение и труд - результативный вид деятельности, они близки по психологической природе, так как здесь важен именно результат деятельности, а не процесс.

Игра.

Вид непродуктивной, процессуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. А попросту, ребёнку нравится играть, ему это приятно, вот он и играет. Это первый вид деятельности, который осваивает ребёнок.

Известно, что игровое поведение наблюдается и у молодых животных, проявляющееся во всевозможной возне, имитации драк, беготне и т. д. У некоторых животных наблюдаются игры с вещами. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Об этом свидетельствует то, что игра у них тормозится при голодании или ограниченном питании, при воздействии высокой температуры среды и т.п. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры (это явление называют «игровым голодом»), то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии.

Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт.

Но уже с самого начала игра ребёнка, в отличие от игры животных, опосредована социальным опытом, который ребёнок усваивает в совместной деятельности со взрослыми. Например, когда двухлетний ребёнок моет пол, он играет, потому что от него никто не требует какого-либо результата. Но всё равно, ребёнок старается, чтобы было чисто. Т.е. ребёнок подражает цели действия. Эта цель не является непосредственной физиологической необходимостью, стремление к чистоте - культурное требование, оно задаётся социальным опытом. Обезьяна в такой же ситуации подражала бы действию, а не цели действия, т.е. она просто бы махала тряпкой. Наконец, тряпка воспринимается ребёнком не просто как вещь, но как орудие, предназначенное для наведения чистоты.

Таким образом, в игре ребёнок продолжает знакомиться с предметно-орудийным миром людей, где каждая вещь имеет своё назначение, где люди пользуются каждой вещью вполне определённым образом: "Вот это стул, - на нём сидят, вот это стол, - за ним едят".

Игра, как вид самостоятельной деятельности, возникает у ребёнка в три года, после кризиса "Я сам". Ребенок уже владеет человеческими способами восприятия окружающего мира, научился действовать как человек, но пока ещё в тесном содействии с матерью и под её руководством. Теперь, освободившись в возрасте трёх лет из диады мать-дитя, ребёнок учится действовать самостоятельно, независимо от взрослых.

Параллельно с предметами-орудиями ребенок сталкивается в своей практике с другим видом вещей - игрушками. Человеческий способ употребления последних - игра, т. е. изображение с их помощью каких-то других, настоящих вещей и действий. Взрослые учат детей этому употреблению игрушек. Они показывают ребенку, как нужно поить куклу, укачивать ее, водить гулять, как кормить игрушечного медвежонка, возить машину и т. п.

Однако само отношение к игрушке как к изображению «настоящей» вещи возникает у ребенка только в связи с включением в игровую деятельность слова. Благодаря слову возникает возможность замены реальных действий с вещами речевыми действиями. К четырем-пяти годам реальные действия при игре с игрушками все более свертываются и заменяются речевыми. Вместо детального воспроизведения кормления куклы ребенок один раз подносит к ней ложку и говорит: «Кормлю... Уже поела» и т. д.

По мере взросления ребёнка игра усложняется. В три-четыре года дети играют в ролевые игры. Например: "Давай играть! Я буду мама, а ты папа!". Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (мать - дочка, врач - больной и т.п.), дети осваивают социальное поведение, способы согласования действий, подчиненное требованиям коллектива.

В пять-шесть лет дети играют в игры по правилам, в таких играх они учатся подчиняться правилам и требовать того же от других детей. Действия в таких играх регулируются абстрактными требованиями или правилами. Окружающие люди, участники игры начинают выступать как носители таких правил. Цель самой деятельности перемещается на ее социально подкрепляемый результат (выиграть). Здесь, по существу, начинается уже выход из игры. Оставаясь по общественным признакам игрой (деятельность все еще не дает полезного продукта), по психологической структуре деятельность приближается к труду (целью является не сама деятельность, а ее результат) и учению (целью является освоение игры).

Учение.

Однако во всех видах поведения и деятельности ребенка, которые мы до сих пор рассматривали, этот конечный результат - освоение общественного опыта - не совпадал с целями самой деятельности. Ребенок манипулирует вещами не для того, чтобы чему-то научиться. Когда он делает первые шаги и пытается произнести первые слова, им не движут цели научиться ходить и говорить. Его действия направлены на удовлетворение непосредственных потребностей в исследовании, активности, на овладение вещами, на воздействие на окружающих и т. д. Освоение соответствующих действий и информации выступает, поэтому, для ребенка не как цель, а лишь как средство удовлетворения соответствующих потребностей.

Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности. Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением.

Итак, учение - деятельность целью, которой является научение, т.е. освоение знаний, умений, навыков.

Учение включает в себя:

  • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса - знания);
  • освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);
  • овладение способами применения указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса - умения).

Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью, - усвоить определенные знания, навыки, умения.

Отсюда видно, что учение - специфическая человеческая деятельность. У животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно лишь на той ступени, когда он овладевает способностью регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью. Эта способность достигает достаточного развития лишь к шести-семи годам, формируясь на базе предшествующих видов деятельности - игры, речи, практического поведения и др.

Первое исходное условие для формирования учебной деятельности - создание у ребенка сознательных мотивов усвоения знаний, умений и навыков.

Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. У ребёнка формируются высшие психические функции, главная особенность состоит в том, что они являются произвольными.

По своей природе учение и труд психологически очень близки: и учение, и труд являются результативными, т.е. они выполняются ради результата. Отсюда понятно, что учение подготавливает человека к труду.

Труд.

Труд это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность - главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, - хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание).

При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не производит всего того, что ему требуется, и почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен свой труд.

Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и, прежде всего воображения и мышления.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.