Вы здесь

Когнитивно-логическая структура (КЛС), как инструмент исследования

 

КЛС — структура, отражающая объективное содержание изучаемой темы.

Современная физика и психология — науки экспериментальные, а астрономия — наука, в основном, наблюдательная. Между тем, в психологии есть области, где эксперименты неприемлемы в силу этических соображений, например, едва ли можно приветствовать экспериментальное изучение конфликтов. Таким образом, в некоторых областях психология является преимущественно наблюдательной, а не экспериментальной наукой.

Привлечение КЛС к анализу наблюдаемых фактов является методологическим приёмом, позволяющим поставить процесс накопления и исследования фактов, полученных в ходе наблюдений, на строгую научную основу.

Когнитивно-логическая структура (КЛС) это структура, отражающая объективно существующую структурность фактических данных по той или иной теме, в нашем случае, — по теме "Психологическая безопасность в учебных заведениях" и нашедшая своё развёрнутое выражение в оглавлении книги.

Рассмотрим это понятие подробнее.

У КЛС два источника. Первый, — современные научные теории (психология деятельности, трансактный анализ, НЛП, конфликтология), конечно же, не сами по себе, а то, как их понимает, принимает и трактует автор. Второй — фактический материал, собранный автором, в том числе факты, почерпнутые из литературных источников.

КЛС формировалась в процессе многократного применения вышеназванных теорий к фактическим данным. Факты анализировались, систематизировались, выявлялась скрытая структурность фактического материала. Таким образом, за тем субъективным и случайным, что содержится в каждом отдельном факте, стало вырисовываться объективное содержание изучаемой темы, именно в этом заключается суть КЛС.

КЛС является инструментом, помогающим анализировать фактические данные, относящиеся к изучаемой теме, путём соотнесения конкретных фактов со сложившейся структурой фактических данных. Иначе говоря, применение КЛС как инструмента исследования состоит в том, что каждый факт должен занять своё место в организованном, согласно КЛС, массиве фактического материала.

Отметим, что КЛС во многом определяется теоретическим содержанием, положенным в её основу. Допустим, например, что из числа теорий, положенных в основу КЛС было бы исключено НЛП. Тогда оказалось бы, что случай (121) невозможно разместить в пределах КЛС и, более того, без НЛП этот случай и соответствующая проблема затерялись бы в потоке неосознаваемой психической реальности.

Условия КЛС.

КЛС базируется не на всех, без исключения, фактических данных, а лишь на тех, которые специально отобраны, согласно априорно заданным условиям, называемыми в дальнейшем термином "условия КЛС".

Они таковы. Во-первых, каждая ситуация, каждый эпизод или случай должны быть психотравмирующими, или, по крайней мере, хотя бы одному участнику событий был бы нанесён минимальный вред. Кроме того, к рассмотрению допускались эпизоды, которые окончились благополучно, но при другом развитии событий вред был бы нанесён.

Во-вторых, в каждом рассмотренном случае педагогический работник является непосредственным участником событий, более того, он один из главных действующих лиц, так что от его поведения зависит многое.

Однородность фактических данных относительно условий КЛС.

Назовём фактические данные, отобранные согласно условиям КЛС, однородными относительно условий КЛС.

КЛС является инструментом для изучения, не каких угодно фактических данных, а только тех, которые однородны относительно условий КЛС.

С первого взгляда может показаться, что введение понятия однородности фактических данных бесполезная логическая игра. Но вот пример, иллюстрирующий необходимость этого понятия.

Как уже отмечалось, важным источником фактических данных являются свидетельства студентов начальных курсов пединститута о психотравмирующих ситуациях, случившихся в их школьной жизни. В связи с этим было бы интересно выполнить статистическое исследование исходных фактических данных, и заодно узнать, как воспринимаются психотравмирующие ситуации глазами студентов — бывших учеников.

Но, оказывается, в рамках нашего исследования такая задача неразрешима. В свидетельствах студентов есть множество эпизодов, которые не соответствуют условиям КЛС и поэтому они не укладываются в КЛС изучаемой нами темы. Иными словами, они не являются однородными относительно условий КЛС.

Вот один такой случай, показавшийся студенту весёлым: мальчик хотел выглядеть храбрым, во время перемены полез на дерево, потом упал с него и порвал штаны по швам, так, что, можно сказать, оказался вообще без штанов. Другой подобный случай, по оценке другого студента, наоборот, грустный: мальчик на физкультуре занимался в обычной школьной форме, штаны его разошлись по швам, было очень стыдно.

Понятно, что в КЛС данной книги эти факты не укладываются. И если ставить задачу изучения восприятия студентами психотравмирующих ситуаций, случившихся с ними в школе, то нужно разрабатывать новую КЛС, исходя при этом из совсем других условий.

О селективности процесса сбора информации.

Селективность процесса сбора информации следует из того, что возможности любого исследователя в деле сбора фактического материала, ограничены. Проблема состоит в том, что селективность может оказаться причиной серьёзных ошибок.

(3) Например, если нанести на карту места находок метеоритов в Сибири, случившиеся вплоть до 70-х годов нашего столетия, то обнаружится, что почти все они расположены вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Почему?

При ответе на этот вопрос многие люди вспоминают, что бывают железные метеориты. Может быть, их притягивает железная дорога?

Вот и ошибка!

Оказывается, что жизнь большинства людей в Сибири связана с железной дорогой, они живут в непосредственной близости от неё. Естественно, чем больше людей (наблюдателей) на какой-то территории, тем больше вероятность обнаружения метеоритов. Поэтому явление, сформулированное в условии задачи, обусловлено селективностью.

Селективность в процессе сбора фактических данных неизбежна, потому что студенты пединститута, главные источники фактической информации, в подавляющем своём большинстве нормально развивающиеся индивиды с относительно благополучной судьбой. Поэтому они не могли информировать о случаях имевших место в специальных учебных заведениях для аномально развивающихся детей, а также в исправительных учреждениях для малолетних преступников. Наконец, они не могли информировать об особенностях отношений между людьми, например, в военных учебных заведениях. И т.п.

Есть ещё один фактор, обуславливающий селективность, — это закрытость некоторых тем. В обществе не принято обсуждать публично вопросы сексуальности, признаваться в употреблении наркотиков и т.п.

(4) Женщина на приёме у психотерапевта рассказала, что она, будучи школьницей, сознательно нарушала дисциплину и нарочно получала двойки. Это делалось ради того, чтобы испытать оргазм, который возникал тогда, когда отец девочки наказывал её физически.

Студенты избегали описания случаев, относящихся к закрытым темам, к темам-табу. И это несмотря на то, что они свои письменные сочинения, сдавали анонимно, кроме того, автор говорил студентам, что при затруднениях можно отступать от правды и описывать свои истории так, будто они случились не с ними, а с другими людьми.

Если бы ставилась задача преодолеть барьер, возникший в связи с темами-табу, и удалось её решить, то, возможно, многое в данной книге изменилось бы.

Итак, избежать селективности при отборе фактического материала не удалось. Более того, преодоление селективности в каждом отдельном исследовании, по-видимому, принципиально невозможно. Селективность преодолевается лишь в процессе развития психологической науки в целом. Тем не менее, о селективности и возникающих в связи с этим проблемах следует помнить в любой момент психологического исследования.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.