Рассмотрим теперь два инцидента, схожие между собой тем, что они случились ранним утром, в самом начале учебных занятий.

(15) В аудитории должно начаться самое первое занятие. Стулья после уборки стояли на столах. Студенты, пришедшие на лекцию, спустили на пол только по одному стулу, каждый для себя, поэтому на столах возвышался целый лес не опущенных вниз стульев. Преподавателю это не понравилось, он с шумом и грохотом спускал стулья вниз, громко ругаясь, выражая тем самым, своё неудовольствие. Когда все стулья были поставлены на пол, преподаватель вышел к доске, неожиданно улыбнулся и спокойно, как ни в чем не бывало, приступил к чтению лекции.

(16) На первом уроке первой смены ученица во время объяснения нового материала неосторожно зевнула. Учительнице это не понравилось, она разругалась и долго “воспитывала“ ученицу. Громкая, с пафосом, обвинительная речь, длились целых 20 минут. Таким образом, вместо того, чтобы вести урок, учительница целых пол-урока скандалила.

Можно думать, что здесь проявилась обычная обида: ”Я стараюсь, рассказываю о важных вещах, но вот, находятся ученики, которые пренебрегают моим уроком”. Но это не так, здесь проявилась явление, обозначаемое врачами, как слабость ретикулярной формации.

Ретикулярная формация, или иначе сетевидное образование, представляет собой скопление нейронов, располагающихся в стволе мозга и в промежуточном мозге. Её нейроны обладают многочисленными, сильно ветвящимися отростками, образующими густую сеть. В нервной системе человека она ответственна за уровень бодрствования.

Ретикулярная формация подобна аккумулятору в двигателе внутреннего сгорания. Чтобы двигатель работал, необходимо поджигать горючую смесь электрической искрой. Энергия для искры берётся от аккумулятора. Пока двигатель работает, аккумулятор автоматически заряжается, потому что часть энергии сгорания топлива тратится на работу электрического генератора, назначение которого — подзарядка аккумулятора. Заряженный аккумулятор даёт искру, топливо в цилиндрах сжигается, двигатель продолжает работу. Отсюда понятно, что процесс работы двигателя самоподдерживающийся.

Совсем другая ситуация складывается, если автомобиль долго, более месяца простоял на месте, и аккумулятор отчасти разрядился. Тогда двигатель заводится с трудом, “чихает“, “кашляет“, иногда шофер вручную прокручивает двигатель с помощью специального рычага.

Точно также, в нервной системе: импульсы от скелетных мышц во время бодрствования заряжают ретикулярную формацию, а она, в свою очередь, обеспечивает оптимальный тонус нервных процессов.

После ночного сна активность ретикулярной формации понижается, при этом человек может ощущать пустоту в голове, необычное глубокое спокойствие, вялость. У некоторых людей это состояние легко проходит само собой. У других же наблюдается слабость ретикулярной формации, это значит, что им необходимы специальные усилия, чтобы, активизировать ретикулярную формацию и достичь, тем самым, уровня оптимального бодрствования.

Слабость ретикулярной формации нередко бывает причиной утренней агрессивности, о чём большинство людей даже не подозревают. Именно из-за этого в некоторых семьях супруги по утрам ругаются, а вечером не успевают помириться, и семья постепенно разрушается.

Отсюда понятно, что слабую ретикулярную формацию нужно по утрам стимулировать, что совсем не сложно. Для этого достаточно послушать очень громкую музыку, встать под холодный душ и т.п. Особенно эффективна в этом отношении физическая зарядка. Она длится всего несколько минут и не способна размять скелетные мышцы, зато отлично активизирует ретикулярную формацию.

Итак, чтобы активизировать ретикулярную формацию, ругаться и скандалить, тем более на уроках, совсем не обязательно.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.