В самом начале конфликта неизбежна ситуация, называемая в дальнейшем зачином конфликта, когда одна из сторон (зачинщик) совершила какое-либо действие или даже несколько действий, которые можно отнести к нарождающемуся конфликту, а другая сторона пока ещё не совершила ни одного действия.

Может случиться так, что вторая сторона не потерпит ущемления своих интересов и ответит, тогда ситуация разовьётся в полноценный конфликт.

Если же вторая сторона предпочтёт стерпеть и не ответит, то конфликт на этом и завершится. Назовём такой конфликт одношаговым.

Данный термин предполагает введение понятия ”шаг”. Шаг — это или одно-единственное действие или серия последовательных действий какой-либо стороны, длящаяся до тех пор, пока другая сторона (стороны) не выполнит ответное действие.

В одношаговом конфликте имеются лишь две стороны: активная (зачинщик) и пассивная. Исход любого одношагового конфликта — приспособление пассивной стороны, она бездеятельна и терпит ущерб от активной стороны.

Другие исходы невозможны. Например, такой исход, как избегание пострадавшей стороны невозможен, потому что избегание предполагает активный, а не спонтанный разрыв имеющегося взаимодействия, что является тоже действием, которое и будет вторым шагом.

Зачины конфликтов бывают двух типов: молниеносные и длительные.

Молниеносные зачины. Они состоят лишь из одного действия начинающей стороны.

Цели, которые преследует при этом активная сторона, интересы, которые она отстаивает, могут быть самые разные. Индивид может быть раздражён, напуган, возбуждён, чем-либо обеспокоен или, может быть, у него что-то болит, в результате чего вероятность втягивания его в любой, потенциально возможный конфликт значительно повышается.

Может случиться так, что какая-то сторона, не считает нужным себя сдерживать, и начинает конфликт лишь на том основании, что ей кажется, что другая сторона готова конфликтовать, или даже стремится к этому. При этом другая сторона не сделала ни одного действия, который можно было бы расценить как начало конфликта.

(36) Например, девочка на уроке географии слушала рассказ учительницы с открытым ртом. Учительнице это не понравилось, она закричала:

”Закрой свой рот. Что ты мне зубы скалишь!”

Известно, что оскаленные зубы без улыбки — признак агрессии, что спровоцировало, по-видимому, нетактичную реплику учительницы.

В данной ситуации школьница не собиралась конфликтовать с учительницей, более того, она оставила выпад учительницы без последствий, потому что конфликтовать — себе дороже.

Бывает, что причины, объясняющие действия начинающей стороны, не имеют ни малейшего отношения к существу развившегося впоследствии конфликта. Например, раздражение, возникшее где-то на стороне, может спонтанно разрядиться и породить конфликт.

(37) Из кабинета завуча выскочила расстроенная учительница (бывает, дело житейское) и неожиданно встретилась с двумя старшеклассниками.

Юноша и девушка стояли в коридоре и о чём-то с увлечением разговаривали. Учительнице было известно, что они давно дружат друг с другом и, может быть, поэтому она закричала: ”Нечего здесь обниматься-целоваться. Любовь в школе устроили!”. В дальнейшем учительница и юноша конфликтовали до тех пор, пока он не окончил школу (случай из книги [31]).

Особенность зачина этого конфликта в том, что учительница с самого начала находилась в психологическом состоянии, характерном для конфликта. Она была раздражена, её несдержанность породила конфликт со школьниками, попавшимися под горячую руку.

Бывают случаи, когда учащиеся причиняют учителям ущерб по неосторожности, нечаянно. Обычно такое поведение приводит к молниеносному зачину, нередко развивающемуся в серьёзный конфликт.

(38) Мальчики играли в снежки. Они бросали их в девочек, выходивших из школы. В группе девочек оказалась учительница, и ей досталось снежком в лицо. Разразился скандал, разбирательство. Виновного искали, но так и не нашли. Крепко наказали невиновного (случай из книги [31]).

(39) Девочки в классе переодевались, они придерживали дверь, и не впускали мальчиков. А мальчики рвались в класс. Потом, переодевшись, девочки решили проучить мальчиков. Они перестали держать дверь, спрятались за шкафами и приготовились "к бою". Случилось так, что дверь открыла учительница, и ей досталось тряпкой по лицу.

Наступила тишина. Затем всем было очень смешно, — весёлая история! Учительница не скандалила, а обратила всё в шутку. А могло бы быть по-иному.

В данном случае девочки готовы к конфликту с мальчиками. Учительница совершенно не готова к конфликту. Тем не менее, она оказалась втянутой в одношаговый конфликт.

Длительные зачины. Они характеризуется тем, что активная сторона (зачинщик) выполняет два, три и более безответных действий, прежде чем зачин, так или иначе, разрешится. Это значит, что шаг в длительном зачине состоит из двух или большего числа действий активной (начинающей) стороны. Такие зачины конфликтов характеризуются постепенным нагнетанием обстановки.

Пример.

(40) На сеанс массажа пришёл одиннадцатилетний мальчик вместе с мамой. Мальчик умственно отсталый, учится во вспомогательной школе, фактический уровень его развития соответствует примерно 5-6 годам. После того, как ребёнок немножко освоился в незнакомой обстановке, он стал выкручивать пальцы массажисту, спрашивая: ”Так больно? А теперь больно?” И мама мальчика, и массажист спокойно, по-доброму упрашивают его: ”Перестань, пожалуйста! Ты делаешь дяде больно, так нельзя”. Но мальчик не слушал их увещеваний и продолжал выкручивать пальцы.

Массажист — крупный мужчина, около пятидесяти лет, думает: ”Ладно уж, пусть выкручивает пальцы, потерплю. Силы у ребёнка не много, мне почти не больно”. Массажист не позволил себе ни малейшей агрессии.

В дальнейшем мальчик полностью доверял массажисту, был послушным и хорошо управляемым. Этот случай интересен тем, что умственно отсталый мальчик ”экспериментально” исследовал взрослого, и, причём, не скрыто, как обычно это делается, а явно.

Если бы массажист проявил хотя бы малейшее противодействие, то зачин конфликта завершился бы развитым конфликтом, результатом которого было бы недоверие к массажисту и нежелание у него лечиться.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.