Попытки манипулирования, если они осознаются, всегда вызывают протест, потому что человеку не нравится быть марионеткой в чужих руках. Нередко бывает, что попытки манипулирования не осознаются, но протест, тем не менее, возникает в результате функционирования неосознаваемых психических механизмов.

Ниже рассматриваются способы манипулирования поведением, часто встречающиеся в условиях конфликта.

Требования, приказы, высказанные в грубой форме.

”Делай так, как тебе сказано”. — Это почему я должен делать так, как сказано, а не по-своему?

”Ты не должен так поступать”. — Кто и на каком основании решает, как я должен поступать, а как не должен?

”Немедленно давай дневник!” — Ишь, немедленно! Я почти не виноват, а ей — немедленно.

”Выйди вон из класса!” — Обращается со мной как с холопом: ”Вон из класса”. Барыня выискалась!

Применение административных рычагов.

Бывает, что учитель не может удержаться от применения административных рычагов в личностном, по своей сути, конфликте, что тоже способствует его усилению.

Например, в случае (18) и учительница, и учащиеся не настроены на рабочий лад. В то же время учительница не вправе отменить урок и, чтобы сохранить хотя бы видимость урока, вынуждена применять доступные ей административные рычаги (контрольная работа). Такое поведение объективно способствует углублению конфликта. Правда, в рассматриваемом случае конфликт угас сам по себе, потому что в нём по-настоящему никто не заинтересован.

Прямое физическое воздействие.

Например, ученик не даёт дневник, тогда учитель вытряхивает всё из ученической сумки и берёт дневник сам. Или, учитель применяет физическую силу, чтобы удалить из класса провинившегося ученика.

Случаи прямого физического воздействия способствуют углублению и расширению конфликта.

Во-первых, потому, что такие действия — грубая попытка манипулирования поведением, во-вторых, при физическом воздействии нарушается неприкосновенность интимной зоны, что в условиях конфликта интерпретируется как враждебность. А в третьих, позиция учителя, применившего физическую силу, становится уязвимой, теперь на учителя можно жаловаться, обвинив его в непрофессиональном поведении.

Несправедливые наказания. Необоснованные требования, произвол.

Несправедливые наказания в условиях конфликта воспринимается как грубая попытка манипулирования, оскорбляющая и унижающая человеческое достоинство.

Аналогично, необоснованные требования тоже обижают и раздражают, способствуя, эскалации конфликта.

— Ты сегодня плохо вёл себя на уроке. Поэтому останься после уроков и сделай уборку в классе.

— Не останусь, я не дежурный.

В армии наряд вне очереди — обычное, уставное наказание. А в учебных заведениях такие наказания, как правило, не применяются.

Обоснованность или необоснованность требований зависит от многих обстоятельств, и, в частности, от позиций сторон. Учитель может думать, что его требования обоснованы, а учащиеся могут думать по-иному. Поэтому, при выдвижении требований нужно проявлять осмотрительность, иначе может возникнуть основа для эскалации конфликта.

Если ставится цель погасить конфликт, то следует отказаться от любых попыток манипулирования противоположной стороной.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.