Вы здесь

Звездный час. Автор М.С. Рафиков

 

Полтора с лишним века назад в Нижнем Тагиле была основана первая на Урале астрономическая обсерватория, приуроченная к появлению на небосклоне знаменитой кометы Галлея в 1835 году.

Вот строки из письма С. Юрьевича, которое он написал из Нижнего Тагила своей жене в Саратов 28 мая 1837 года: "Высокая гора с обсерваторией, вся в ярком огне бесчисленного множества плошек, поразила глаза наши, уже привыкшие к блеску сего рода, все это отражалось в водах большого резервуара горных вод, и иллюминованный ботик посреди этих вод с хором музыкантов и певчих, игравших уже давно не доходивший до слуха нашего русский гимн Львова, довершал очарование наше. Великий князь с истинным удовольствием любовался одним и слушал другое".

Великий князь, о котором в письме идет речь, это - девятнадцатилетний наследник престола Александр Николаевич. По приказу своего отца, императора Николая I, в 1837 году он совершал длительную поездку, во время нее посетил и Нижний Тагил. Полковник С. Юрьевич был его флигель-адъютантом.

Какую же гору он имеет в виду? 

Известна в Нижнем Тагиле гора Высокая, где издавна добывали железную руду. Но к середине 30-х годов прошлого века она уже начала напоминать "яму глубокую". И на горе, где постоянно раздается грохот и стоит пыль столбом, едва ли стали бы размещать обсерваторию.

Ясный ответ на этот вопрос дает рисунок В. Жуковского, который он сделал во время путешествия в 1837 году в Нижнем Тагиле. Известный поэт был наставником наследника престола и неотступно следовал за ним в этой поездке. Бесценный рисунок из его путевого дневника - достоверный исторический документ. На нем безошибочно узнается Лисья гора с характерной сторожевой башней, которая в таком виде была возведена почти за двадцать лет до приезда Жуковского. На листе бумаги рядом с башней видно какое-то значительное сооружение. Остается думать, что это и есть обсерватория, упоминаемая в послании С. Юрьевича.

Эту мысль подтверждает и то обстоятельство, что иллюминация на горе отражалась "...в водах большого резервуара", то есть на водной глади Нижнетагильского пруда, который раскинулся у подножия Лисьей горы.

В том же 1837-м в Нижнем Тагиле работал крепостной художник В. Раев, который рисовал виды демидовских заводов. Он тоже оставил воспоминания об этой феерической картине в день посещения Нижнетагильского завода знатными гостями: "Особенно обратила внимание... иллюминация Лисьей горы, которая возвышается почти посреди Тагила, она вся была уставлена смолистыми бочками, кострами и плошками: когда все это загорелось и на вершинах дальних гор горели костры, в то время случалась темная ночь, и представилась дивная картина: конечно, кто не знал прежде, что существует среди города высокая гора, тому покажется эта масса огня чем-то до чрезвычайности странным, и всех более был поражен этой фантастической картиной наш славный поэт Василий Андреевич Жуковский".

Выходит, что в поле зрения и Юрьевича, и Раева, и Жуковского попала одна и та же гора - Лисья. Коли это так, то получается, что обсерватория была расположена именно на ней, рядом со сторожевой башней. Но эта обсерватория могла служить не для астрономических наблюдений. Она могла быть предназначена, например, для изучения магнитного поля Земли и наблюдения за погодой. В самом авторитетном и популярном издании, "Горном журнале", в 1836 году опубликована статья, из которой явствует что в начале 1834 года дано указание об учреждении первых "семи обсерваторий для произведения магнитных и метеорологических наблюдений, важность изучения коих в новейшее время столь много занимает ученых Европы". На Урале они были организованы при заводах: Екатеринбургском, Богословском и Златоустовском. Нижнетагильский завод среди них не значится.

Метеорологическая станция появилась в Нижнем Тагиле несколько позже. Как говорится в "Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии" И. Кривощекова, она создана в 1839 году.

Еще один факт в пользу астрономической обсерватории. С давних пор в Нижнетагильском музее-заповеднике хранится уникальный экспонат - старинная зрительная труба. Как предполагают специалисты, это работа английского мастера Рамсдена, который в конце XVIII века делал превосходные точные инструменты. Такой прибор нужно было установить на высоком месте, чтобы иметь широкий обзор для наблюдений. Высота Лисьей горы - 250 метров. Само собой разумеется, что на ее вершине, обдуваемой всеми ветрами, в холодное время долго не усидеть. Наверное, поэтому и было решено соорудить павильон-обсерваторию, к тому же на вращающейся платформе. Подтверждением тому может служить чугунная тумба на прочной основе, которая до сих пор торчит на Лисьей горе, именно на том месте, как нарисовано В. Жуковским.

Но зачем нужно было возводить высокое и достаточно громоздкое помещение для зрительной трубы, длина которой меньше метра? Ответить на этот вопрос помог случай.

С Александром Антоновичем Дмитриевским я познакомился в Нижнетагильском педагогическом институте. Он - астроном, и у него оказался старинный телескоп. Из огромного шкафа мы вдвоем с великим трудом извлекли тяжелый и длинный ящик. Мой знакомый откинул массивную крышку деревянного футляра. Яркий луч солнца ослепительно сверкнул на желтом металле: оптическая труба телескопа сделана из латуни. В латунь одеты и все приспособления: сменные окуляры, видоискатель, кремальера - выдвижная часть телескопа.

А. Дмитриевский ознакомил меня с техническими данными этой диковинки из века минувшего. Оказалось, диаметр объектива -101,6 миллиметра, что соответствует четырем дюймам. Его фокусное расстояние 1600 миллиметров. Окуляры системы Рамсдена дают увеличение в 25, 70, 100 и 150 раз.

По конструкции это рефрактор, наиболее старый тип телескопа. Выгравированная латинскими буквами надпись на его корпусе означает, что прибор сделан в Париже неким А. Барду.

По всем параметрам парижский телескоп больше, чем зрительная труба, подходит для павильона-обсерватории на Лисьей горе: мощнее, изображение лучше. Надо полагать, что он прекрасно вписывался в свое укрытие, даря тагильчанам счастливые минуты свидания со знаменитой хвостатой звездой.

Сам факт наблюдения за кометой Галлея говорит о круге интересов людей, живущих в российской глубинке. Обсерваторией могли пользоваться ученики заводского училища. В библиотеке Нижнетагильского горно-металлургического колледжа, который был основан в 1709 году по Указу Петра I, сохранились книги по астрономии из прошлого века. Это говорит о том, что его воспитанники изучали небесную механику.

Давайте придерживаться догадки, что в 1835 -1837 годах астрономическая обсерватория в Нижнем Тагиле существовала. Со временем в пожелтевших папках архивов могут отыскаться и другие документы на эту тему.

Вот еще один факт. С февраля 1853 года по июль 1856-го на Нижнетагильском заводе проживал ссыльный польский революционер Адольф Янушкевич. В середине июля первого же года пребывания на уральской земле он писал матери: "Недостаточно, что я библиотекарь и начальник садов, но пришлось мне еще быть и астрономом!"

Выходит что астрономическая обсерватория существовала и в середине пятидесятых годов. И ее можно считать первой на Урале. К тому же она входила в первую пятерку астрономических обсерваторий, открытых в России.

Марлис РАФИКОВ.

Литература: Газета "Горный край" от 02.10.1997.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.