Вы здесь

О структуре деятельности (Пять уровней бытия человека VIII)

 

Назад    Вперёд

Главная задача младшего школьного возраста.

Далее речь пойдёт о младшем школьном возрасте, специфика которого в том, что ребёнок вынужден учиться, т.е. систематически заниматься новой для него результативной деятельностью. Это более высокий уровень деятельности, чем игра, потому что, хочешь - не хочешь, а результат давай: «Учись хорошо!».   

Следовательно, неизбежно резкое ускорение и усложнение психического развития, в результате чего ребёнок осваивает учебные действия.

На основе учебных действий в психике ребёнка формируется произвольность высших психических функций, и, кроме того, начинает формироваться рефлексивное мышление.   

Формирование учебных действий — главная задача младшего школьного возраста.    

В связи с этим для того, чтобы вскрыть природу процессов, происходящих в психике ребёнка, рассмотрим структуру деятельности.

Структура деятельности.

У человека имеются потребности, которые проявляются в мотивах.

Мотив это то, ради чего совершается деятельность.   

В первом, самом простом приближении структуру деятельности можно представить следующим образом:

Потребность и мотив, строго говоря, не относятся к деятельности. Мотив только запускает деятельность.   

Деятельность начинается с целеполагания.

Цель — образ желаемого будущего.    

Цель, в свою очередь, не относится к действию, она лишь запускает действие.

Действие, как элемент деятельности, — это относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение цели.   

Итак, действие начинается с планирования.

Следует особо подчеркнуть, что вся деятельность человека принципиально отличается от жизнедеятельности животных тем, что она управляется сознанием, и поэтому деятельность — явление культурное, т.е. является достижением, результатом длительного развития человеческого общества. Особенно это сильно проявляется в планировании.

Карл Маркс в «Капитале» определил разницу между деятельностью человека и жизнедеятельностью животных так: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».

Следующий этап действия — исполнение, начинается только после планирования.

Наконец, нужно отслеживать процесс деятельности и её результат. — Попробуйте без этого! Например, попробуйте писать с закрытыми глазами. Первые две-три строчки получатся более или менее прилично, а потом все буквы и строчки пойдут наперекосяк….

Для отслеживания процесса и результата деятельности служат бесчисленные обратные связи. На схеме красным цветом показаны только самые главные из них, это:

  • окончательный контроль; он отслеживает, достигнута ли цель,
  • окончательное оценивание; оно отслеживает, удовлетворена ли потребность.

А вообще-то, контроль и оценивание осуществляется по мере необходимости в отношении любого исполнительского элемента деятельности: целеполагания, планирования и исполнения.   

Пример, иллюстрирующий структуру деятельности.

У меня есть потребность: чтобы в комнате было красиво. Имеется возможность удовлетворить эту потребность: уже куплена картина, которую можно повесить на стену.

Вчера у меня не было желания (желание, это, по сути, осознанный мотив) заниматься вывешиванием картины, сегодня оно появилось.

Итак, мотив есть; начинается деятельность, направленная на то, чтобы картина висела на стене.   

Целеполагание: куда повесить  картину? Можно на эту стену, но здесь темновато, картину будет плохо видно. А может быть на другую стену?  — Опять нет! Здесь уже висит другая картина, едва ли уместно помещать их вместе…. Наконец хорошее место найдено.

Цель, т.е. образ желаемого будущего, имеется. Я чётко представляю, куда повесить картину. Она уже висит на стене, но пока ещё только в моём воображении.   

Далее последует цепочка  действий, причём каждое действие управляется частной целью:

  • найти  молоток,
  • найти подходящий гвоздь,
  • вбить гвоздь в стену (если стена капитальная, то нужно предварительно просверлить дырку в стене, тут ещё много дополнительных действий),
  • повесить картину.

Рассмотрим для примера первое действие: поиск молотка.

Если я знаю, что в доме молотка нет, то возникает проблемная ситуация.

Проблемная ситуация — когда цель имеется, но непонятно, как её достичь.   

Можно пойти к соседу, попросить молоток. Или в магазин хозтоваров, чтобы купить молоток. А может, пойти на работу? — Там наверняка есть какой-нибудь молоток, чтобы на время позаимствовать.

Если я знаю, что молоток дома есть, то он может быть в ящике с инструментами, под шкафом или под кроватью. В других местах, например, в пианино, в сумке с документами или в трубе телескопа, молоток находиться не может. Возникает задача: найти молоток в каком-то одном из трёх возможных мест.

Задача — цель, заданная в определённых условиях.

Наконец, задача начинает решаться:

  • Заглянул под кровать, там нет молотка. Контроль: цель не достигнута.
  • Заглянул в ящик с инструментами. Там есть молоток. Контроль: цель достигнута. Найдена именно та вещь, которая требуется. Можно переходить к следующему действию.

И т.д. До тех пор, пока все требуемые исполнительские действия не будут выполнены.

Последнее контрольное   действие: картина висит на стене ровно и примерно в том месте, где планировалось её размещение.

Последнее оценочное действие: получилось хорошо, красиво. Потребность удовлетворена.

Автоматизация деятельности.

Любой элемент деятельности, а также вся деятельность целиком, регулируется сознанием, причём уровень регуляции может быть разный в зависимости от того насколько освоена деятельность, насколько она привычна.

Например, когда человек впервые начинает пользоваться компьютером, даже простейшее действие, вроде поиска какой-либо буквы на клавиатуре, требует заметных усилий и концентрации внимания.

Наоборот, человек, уже освоивший компьютер, многие действия делает не задумываясь. У него всё само собой получается, автоматически.

Возможны два вида автоматизмов:

  • первичные автоматизмы: это врождённые автоматизмы, а также те, которые формируются без участия  автономного сознания, т.е. примерно до возраста трёх лет,
  • навыки и привычки.

Навык (у человека) — в той или иной степени автоматизированное действие, сформировавшееся в результате многократных повторений, с участием автономного сознания.

Например, ходьбу следует считать привычным автоматизмом, потому что ребёнок осваивает ходьбу в возрасте примерно одного года, когда автономное сознание у него отсутствует.

Но у тех взрослых людей, которые из-за болезни были долго обездвижены, а затем осваивали ходьбу с помощью инструктора по лечебной физкультуре, ходьба является навыком.

Навык легко осознаётся и может, при необходимости, контролироваться сознанием, а привычный автоматизм, наоборот, не может.

В частности, большинство людей ходят, как получится, сознание не вмешивается, да и не в состоянии вмешаться в ходьбу, не нарушив её. Но те люди, которые восстанавливали процесс ходьбы под руководством инструктора, могут запросто вспомнить процесс обучения, и осознать, как выполняются движения.

Привычка подобна навыку; от навыка она отличается тем, что автоматизированной является, в той или иной степени, вся деятельность целиком, а не только одно действие.

Например, как только табачник захочет курить, он привычным движением достаёт цигарку, спички, прикуривает, потом привычно воняет своим сизым ядовитым дымом и, наконец, привычным движением бросает окурок на землю. Таким образом, весь потребностный цикл, от актуализации потребности, т.е. от желания закурить, и до её удовлетворения, выполняется автоматически.

Автоматизмы — это особый вид бессознательной активности психики. Они играют колоссальную роль в функционировании психики, потому что способствуют экономии психической энергии, освобождая сознание от чрезмерной нагрузки. Поэтому на долю сознания остаётся лишь общее руководство психическими процессами, а также разрешение затруднений и проблемных ситуаций.   

У человека есть только одно сознание. А теперь вспомните принцип единства сознания и деятельности. Отсюда понятно, что человек может участвовать только в одной деятельности.   

Однако, мы сплошь и рядом видим, что человек может делать одновременно несколько дел. Это объясняется тем, что:

  • дополнительные деятельности развиваются привычно, автоматически, поэтому не требуют участия сознания до тех пор, пока не возникнут затруднения,
  • человек способен быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Именно благодаря автоматизмам человек может участвовать в сложных деятельностях: в учении, в труде.   

Поэтому главная задача начальной школы — формирование у школьника учебных действий, выполняемых произвольно и с должным контролем. А знакомство с началами грамоты, с устройством мира и общества — задача пусть не второстепенная, но всё же подчинённая главной задаче.   

Короче говоря, младший школьник должен научиться учиться.

Назад     Вперёд

©   А. А. Дмитриевский