Вы здесь

Путь к свободе (Пять уровней бытия человека. XIII)

 

Назад

Пора подводить итоги.

Человек рождается индивидом.

В возрасте до трёх лет у ребёнка-индивида формируются базовые навыки, обеспечивающие дальнейшую социализацию ребёнка. Поэтому судьба ребёнка зависит, главным образом, от качества общения с ним. Именно на этом этапе развития, и даже сразу после рождения, когда, казалось бы, ребёнок ещё ничего не понимает, полноценное общение матери с ребёнком оказывается решающим для его дальнейшего развития.

Это значит, что, индивида нянчат.

Примерно в возрасте трёх лет ребёнок начинает говорить "я сам", "моя игрушка", "я хочу гулять". — Всё! Он уже субъект, он освободился из диады мать-дитя и стал единственным хозяином своей собственной психики, единственным распорядителем своих физических, психических и духовных сил. Теперь взрослые могут влиять на поведение ребёнка лишь через его собственный выбор.

Конечно, ребёнка можно поставить в такие условия, что, он выберет безусловное подчинение взрослым, — много ли нужно, чтобы заставить ребёнка подчиняться. Но воспитание, основанное на насилии, неизбежно приведёт к деформации психики ребёнка.

Это значит, что с субъектом договариваются.

В подростковом возрасте личность ребёнка «встаёт на крыло». При этом психика подростка становится качественно такой же, как психика подавляющего большинства взрослых людей. Конечно, подросток ещё не настолько опытен, не настолько самостоятелен, может быть, не настолько циничен и прагматичен, как взрослый. Но все такого рода различия всего лишь количественные и со временем они быстро нивелируются.

Каждая личность, это шурупик, винтик в общественном механизме, выполняющий свои функции по обслуживанию общества. И, допустим, эта функция совсем незначительная, но без неё обществу никак нельзя. Именно поэтому каждая личность, независимо от того, в чём её общественная функция заслуживает уважение и признание заслуг перед обществом.

Это значит, что личность уважают.

Скольких выдающихся писателей, поэтов, художников, учёных признали, в том смысле, что признали их уникальность и по достоинству оценили их творческий потенциал! Но, увы, нередко это случается после смерти. А это значит, что им не воздали должное при жизни…

Но, всё равно, это значит, что индивидуальность признают.

Впрочем, человек, достигший уровня индивидуальности и не должен рассчитывать на признание, так как в своём новаторстве он ушёл далеко вперёд, поэтому очень часто бывает, что массы за ним не успевают.

А вот сверхчеловека почитают.

Прежде всего, сверхчеловек, если он сохранил свою человеческую сущность, чрезвычайно эффективен в своей деятельности на благо всего человечества. Если он пожелает, то легко впишется в человеческое общество, удовлетворит все свои разумные нужды, а также запросы миллионов и даже миллиардов людей. А захочет, — будет жить отшельником в пещере.

Сверхчеловеку почитание ни к чему. Он "добру и злу внимает равнодушно…". Его не особенно волнует, как к нему относятся люди. В некотором смысле он стоит вне обычных человеческих страстей и не совершает обычных человеческих глупостей.

Почитание сверхчеловека нужно, прежде всего, нам, обычным людям, чтобы мы старались развиваться и достигать тех высот, которые доступны нам волею Бога или судьбы.

Итак, индивида нянчат, с субъектом договариваются, личность уважают, индивидуальность признают, сверхчеловека почитают.

Путь к сверхчеловеку — путь к свободе.

Обратите внимание, что каждый подъём человека на новый, более высокий уровень функционирования — это шаг к свободе и самодостаточности.

Индивид рождается, освобождаясь из физиологического единства с матерью.

Субъект возникает в результате освобождения психики ребёнка из диады мать-дитя, что происходит при нормальном развитии примерно в три года.

Личность рождается, когда ребёнок становится психологически самостоятельным и свободным от семьи. Полноценная личность обычно формируется в подростковом возрасте.

Индивидуальность характеризуется высвобождением человека из той культурной среды, в которой он вырос и воспитывался.

Наконец, сверхчеловек преодолевает ограниченность человечества и, вообще, человеческой природы.

Отсюда понятно, что родители должны ценить и  культивировать самостоятельность ребёнка. Давать ему столько  свободы, сколько он может взять без опасности серьёзно навредить себе.

Чтобы стать индивидом, нужно родиться, а до субъекта, личности, индивидуальности и сверхчеловека нужно дожить.

Очевидно, что есть люди, которые индивиды, но ещё не  субъекты, потому что они моложе трёх лет. Точно также есть люди, которые субъекты, но ещё не совсем сформировавшиеся личности, потому что они не пережили подростковый возраст.

Человек    становится субъектом или личностью во многом под влиянием внешнего окружения, — родителей, воспитателей, школы, друзей, средств массовой информации и т.п. Поэтому все нормально развивающиеся люди становятся субъектами, а затем и личностями.

Но дальнейшее развитие до уровня индивидуальности или сверхчеловека во многом зависит от самого человека, от успешности его самовоспитания и саморазвития.

Многие люди, дожив до седых волос, так и не становятся даже индивидуальностями, потому что они привычно ходят на работу, после работы выпьют рюмку-другую, — и на диван, смотреть телевизор. Вся жизнь таких рядовых людей, — поток реакций на неизменно повторяющиеся внешние раздражители. Эти люди не испытывают уникального развития, которое является результатом внутренней, психической  активности по самовоспитанию и самообучению. — Они остановились на своём пути к свободе.

Поэтому нет ни гарантий, ни определённых сроков, когда человек дорастёт до уровня индивидуальности, а потом и сверхчеловека. Всё зависит как от самого человека, так и от его природных (Богом данных?) способностей.

©   А. А. Дмитриевский.

Назад

 

Комментарии (1)

Странник (не проверено) - Втр, 27/03/2012 - 20:36

Большое спасибо за этот цикл статей, вы делаете очень хорошее дело, лично мне это сильно помогло в самоанализе. Еще раз, большое спасибо.