Проблема интенсивной и целенаправленной подготовки квалифицированных научных специалистов и их эффективного использования для каждого современного государства имеет жизненно важное значение. В ее разрешении знакомство с деятельностью руководителей научных школ, с их манерой работы и принципами воспитания молодых кадров может сыграть положительную роль. Опыт создания известной ленинградской физической школы представляет особый интерес, ибо по своим результатам она стоит на одном из первых мест в мире. Ниже мы кратко остановимся на тех основных моментах, которые характеризуют Абрама Федоровича как талантливого воспитателя научной смены.

С первых самостоятельных шагов в науке Иоффе понимал, что для ее успешного развития нужна организация коллективного труда. Вот почему с большим упорством он стремился вовлекать в научные исследования молодежь. В первом десятилетии нашего столетия три человека особенно много потрудились над тем, чтобы объединить петербургских физиков. Это был прежде всего П. С. Эренфест, который в то время приехал из-за границы и сделал чрезвычайно много, чтобы объединить русских физиков и зажечь в них интерес к теоретической физике. Вторым и третьим надо на равных началах назвать А. Ф. Иоффе и Д. С. Рождественского.

Переняв эстафету эренфестовского кружка, в 1916 г. Абрам Федорович организовал научный семинар, в работе которого принимали участие сотрудники и студенты Политехнического института и университета. Среди них были П. Капица, Н. Семенов, Я. Френкель, Я. Дорфман, П. Лукирский и другие.

По этому поводу Иоффе писал: «В среду у нас начнутся семинары в Политехническом институте, в котором будут участвовать только мои ученики 8 — 9 человек. Я хочу, чтобы в течение года мы разобрали вместе всю литературу по тем вопросам, над которыми мы работаем. Это будет одинаково полезно и мне и ученикам моим». Много сил и энергии отдавал Абрам Федорович, чтобы организованный им семинар жил и действовал в течение более длительного срока, нежели предполагалось вначале. Время было тяжелое. С 1914 г. шла первая мировая война. Солдаты кайзера Вильгельма II довольно успешно наступали на русском фронте, разбивая миф о непобедимости царской армии, созданный печатью императора. Фронт требовал больших материальных затрат, усугубляя и без того нелегкое положение трудящегося люда. Приближались революционные события. Волнения и беспорядки стали нормой жизни русского общества. Нужно было настоящее мужество и великая целеустремленность, чтобы в подобной обстановке думать о перспективах науки.

Семинар был первым опытом коллективной проработки научных тем, который затем лег в основу Физико-технического института, созданного в 1918 г. Великое убеждение Иоффе в правоте и необходимости своего дела позволило ему вместе с верными помощниками осуществить исторический акт создания одного из первых советских научно-исследовательских институтов в то время, когда экономические трудности в Петрограде достигли своего апогея. По воспоминаниям профессора Б. Н. Меншуткина, осенью 1918 г. «выдавали населению хлеба по 50 г в день... часто совершенно несъедобного; эта порция иногда заменялась 100 г натурального овса. Обед в столовой состоял обыкновенно из травяного супа, недостаточно долго проваренного, и маленькой ржавой селедки. К этому присоединился с наступлением холодов полный дровяной кризис, и, подобно предыдущей, зима 1918/19 г. застала институт без всякого запаса топлива; здание института совершенно не отапливалось. Сносно было только в профессорском доме, в жилых флигелях химического павильона и в немногих деревянных домах, снабженных печным отоплением. Отсутствием топлива и было вызвано распоряжение Совета производить занятия со студентами до 15 ноября. В эту и следующую зиму те обширные сосновые леса, которые окружали наш институт, были все вырублены на топливо; название местности Сосновка осталось как воспоминание о былом».

Несмотря на холод и почти полное отсутствие транспорта, занятия семинара теперь проходили в стенах нового института, расположенного на окраине города. Один из участников семинара — Я. Г. Дорфман впоследствии вспоминал, что это был самый замечательный семинар, в котором ему когда-либо приходилось участвовать. Каждое заседание посвящалось только одной теме. Большая часть тем представляла собой изложение статей, недавно опубликованных в мировой периодической литературе. Так, П. Л. Капица делал доклад о теории магнитных явлений аргентинского физика Р. Ганса, Н. Н. Семенов — об опытах Франка и Герца по ионизации газов, К. Ф. Нестурх — о ядерной модели атома водорода, М. В. Кирпичева — о теории химического сродства Косселя и т. д.

Я. Г. Дорфман обратил внимание на две основные особенности руководства семинаром со стороны Абрама Федоровича. После каждого доклада он сжато резюмировал его содержание, причем делал это совершенно изумительно. Он обладал исключительным даром мгновенно вскрыть и просуммировать суть любого доклада независимо от того, насколько он был сложен или удачно изложен. Эту способность Абрам Федорович сохранил до последних дней своей жизни. Прорезюмировав доклад, Абрам Федорович обычно сосредоточивал внимание участников на недостатках излагаемой статьи, на нерешенных проблемах, и тогда начиналось обсуждение возможных путей решения этих вопросов. В обсуждении принимали участие на равных правах все участники семинара. Абрам Федорович никогда не оказывал давления, никогда не пользовался своим авторитетом, он терпеливо выслушивал любые возражения и замечания. На семинаре всегда царила дружеская, благожелательная, вдумчивая обстановка, в нем формировался научный творческий коллектив, вдохновителем и душою которого был А. Ф. Иоффе.

Если доложенная работа представляла собой экспериментальное исследование, то Абрам Федорович особенно подробно останавливался на возможных источниках погрешностей. В этом критическом подходе к эксперименту он был столь же неповторим, как и в резюмировании доклада.

Иоффе хорошо понимал, что развить в учениках умение самостоятельно, критически мыслить является необходимым элементом творчества ученого, поэтому был беспощаден к допущенным промахам. На ошибках одного учились все присутствующие.

Всю жизнь А. Ф. Иоффе находился в окружении молодежи. Ученый не мыслил творческого поиска без многочисленных учеников. Ставка на молодых является одной из основных черт, присущих Абраму Федоровичу как научному руководителю. Он был искренне убежден, что формированием ученого нужно начинать заниматься как можно раньше. Отсюда становится понятным стремление А. Ф. Иоффе привлекать студентов к исследовательской работе начиная с первых курсов обучения в институте. С этой целью практически во все формы учебного процесса Абрам Федорович привносил элементы научного творчества. Вся педагогическая деятельность ученого способствовала приходу наиболее способных слушателей в большую науку. «Мне посчастливилось уже на втором курсе встретиться с профессором А. Иоффе, и он увлек меня своей эрудицией в новой физике, фейерверком своих идей, стремлением проникнуть в самую глубь механизма явлений природы», — писал впоследствии академик Н. Н. Семенов. Именно лекции Абрама Федоровича отчетливо показали будущему ученому, лауреату Нобелевской премии, какой упорный труд, знание и вдохновение требуются для раскрытия новых принципов строения вещества.

Совсем при других обстоятельствах встретился с Абрамом Федоровичем советский физик, доктор физ.-мат. наук, профессор Л. С. Термен. Он пришел на защиту магистерской диссертации Иоффе. Рассказывая о внешнем фотоэффекте, ученый обращал главное внимание на физическую сущность явлений, подчеркивая их реальность и возможность познания посредством наших органов чувств. «Именно такой подход явился для меня наиболее новым и зовущим к действительно научному, а не абстрактному познанию мира, миров разных масштабов, сущности материи и, должно быть, жизни. Мне чрезвычайно захотелось приобщиться к этим наблюдениям...» — признавался позднее Л. С. Термен.

Приведенные примеры красноречиво показывают, какой притягательной силой обладал Абрам Федорович, каким решающим фактором в определении их дальнейшей судьбы оказывались для многих встречи с этой замечательной личностью.

А. Ф. Иоффе разработал целую систему отбора наиболее способных студентов для подготовки к научной деятельности. С его точки зрения, каждая выдвигаемая кандидатура должна рассматриваться с разных сторон, включающих отзывы преподавателей о прохождении практики и о работе в разных лабораториях, оценку докладов на семинарах, защиту курсовой и дипломной работ, активность в процессе учебы и проявление любознательности. Помимо всего перечисленного к арсеналу средств по отбору будущих ученых хочется добавить еще тот непосредственный живейший интерес и неуемную энергию, которые проявлял Абрам Федорович всю жизнь в поисках новых талантов.

Все, на кого падал выбор Иоффе, проходили всестороннюю подготовку: теоретическую на семинарских занятиях и экспериментальную в лабораториях Политехнического и Физико-технического институтов. Молодые люди попадали в атмосферу высокого научного творчества, где царили безграничная вера в физику и доброжелательное отношение друг к другу. Обстановка, созданная Абрамом Федоровичем в руководимом им коллективе, способствовала плодотворной творческой деятельности как опытных специалистов, так и тех, кто еще делал только первые шаги в науке. А. Ф. Иоффе умел не только заинтересовать учеников своими идеями, но и организовать их работу так, чтобы у каждого был свой творческий участок, на котором предоставлялась возможность максимально проявить знания и способности. Вот почему, несмотря на многочисленность учеников, в отношениях между ними не было места зависти и недружелюбию, безделью и апатии, равнодушию и унынию.

При выборе тем исследований Абрам Федорович непременно учитывал индивидуальные наклонности каждого сотрудника, что приводило к большей заинтересованности в выполняемой работе, а следовательно, и к лучшим результатам. Зная, например, способность Термена к изобретательской деятельности, Иоффе в разговоре с ним обратил внимание на интересную проблему, стоящую перед физиками, — дальновидение, т. е. возможность видеть на большом расстоянии. «Эти слова были для меня как выстрел, попавший в самую цель», — признается Термен, вспоминая учителя.

Успеху дела в немалой степени способствовал и тот факт, что Абрам Федорович был очень демократичен по отношению к своим ученикам. В частности, к нему можно было в любое время прийти за советами по любому научному вопросу. Такая доступность учителя и повседневное общение с ним способствовали быстрому росту молодых ученых, были залогом высоких темпов и высокого качества научной работы. Нередко Иоффе сам приглашал учеников для обсуждения исследуемой темы. При этом учитель держал себя совершенно на равных с начинающим ученым, подолгу обсуждая с ним интересующие вопросы, вместе проходя через догадки и сомнения. Если Абрам Федорович видел, что его сотрудник в чем-то заблуждается, он очень тактично и терпеливо убеждал последнего в его неправоте. Запрет со стороны Иоффе применялся крайне редко.

С точки зрения ученого, самое ценное в научном работнике — это его способность к научному творчеству и твердая воля к преодолению всех встречающихся препятствий. Воспитанию этих качеств Абрам Федорович уделял особое внимание, во многом стимулируя учеников своим личным примером. Известно, что над некоторыми научными идеями Иоффе работал в течение очень длительного периода, проявляя при этом необыкновенную целенаправленность, трудолюбие и волю. Многие из его сотрудников за это время не раз приходили в уныние, падали духом, а он благодаря своему неиссякаемому оптимизму шел вперед и вел за собой других. По воспоминаниям сотрудников, Абрам Федорович предоставлял им большую самостоятельность, всемерно поддерживая и развивая их инициативу. Такое безграничное доверие к ученикам создавало в коллективе обстановку вдохновенного труда и подъема. Они работали с энтузиазмом, отдавая много времени лаборатории, подчиняя ее интересам всю свою личную жизнь.

Умение создавать такую морально-психологическую атмосферу, которая во многом способствовала эффективности приложения знаний, энергии и таланта каждого научного работника, составляло весьма характерную черту Абрама Федоровича как воспитателя молодых специалистов.

Одним из непременных условий работы в лабораториях Иоффе было требование самостоятельного выполнения всего эксперимента по теме и подготовки к нему. Не составляли исключения и женщины. Так, например, М. Классен сама обрабатывала на токарном станке образцы из кристаллов каменной соли, необходимые для исследования деформации. Эта работа требовала ювелирной точности и четкости, т. е. большого мастерства.

Между учениками поддерживался постоянный творческий контакт. Он обеспечивался тем, что любая научная работа обсуждалась в ходе ее выполнения. При этом каждый из участников дискуссии был в курсе дел остальных коллег, имел возможность высказать свои замечания и соображения, что способствовало успеху товарищей по труду. Учитель постоянно подчеркивал, что коллективное обсуждение полученных результатов, с одной стороны, расширяет кругозор всех присутствующих, а с другой стороны, учит каждого строже относиться к сделанным выводам, более четко ставить задачи дальнейшего исследования и использовать опыт сотрудников, работающих в близких областях. Собственной научной деятельностью Абрам Федорович показал, что классификация наук не означает их изоляции. Методы исследования одной науки можно и должно использовать в другой. Иоффе сумел так поставить экспериментальную и теоретическую подготовку молодых творческих специалистов, что она способствовала развитию специфического научного мировоззрения, которое так характерно для его воспитанников. Несмотря на то, что их научные интересы часто касались весьма различных областей (кристаллография и физическая химия, полупроводники и агрофизика, ядерная и теоретическая физика и так далее), они всегда находили и находят поддержку и понимание друг друга. Вот что писал по этому поводу ученик Иоффе профессор Ф. Ф. Волькенштейн: «Физика иоффовской школы можно... сразу же узнать...

Перед всяким исследователем всегда стоят два вопроса: «как» и «почему»... Не ограничиваться первым из этих вопросов, а пытаться ответить на второй из них, как только получен ответ на первый, — характерная черта А. Ф. Иоффе и всей его школы. Ответить на вопрос «как» — значит описать явление; ответить на вопрос «почему» — значит объяснить явление, т. е. раскрыть его микроскопический механизм. Проникновение в микроскопический механизм, скрытый за всяким макроскопическим явлением, — в этом стиль иоффовской школы.

Характерная черта А. Ф. Иоффе — интерес к проблемам, находящимся на стыке физики с другими науками. Вот это проникновение физики в смежные науки... (стремление к «захвату чужих территорий»), оплодотворение чужих наук физическими идеями — характерная черта А. Ф. Иоффе и его учеников».

Много лет спустя стало совершенно очевидным, что специалистом высшей квалификации в настоящее время является лишь тот, кто, глубоко зная лишь один узкий раздел науки, в то же время способен выходить за границы своего участка и вести творческий диалог со специалистом смежных профессий.

В истории физики известно немало хороших физических школ: школы Кундта, Рентгена, Бора, Резерфорда, Лебедева и другие. Однако ленинградская научная школа наиболее мощная по составу и количеству. Проходили годы, сменялись ученики, а учитель оставался прежним. Какими же знаниями должен обладать ученый, какой удивительной щедростью и дальновидностью, чтобы в течение всей жизни к нему стремилась молодежь! «Это был мощный генератор идей, питавший физику в течение десятилетий, — целые эпохи для современной физики», — писал после смерти Иоффе физик Д. Гранин, принадлежавший уже к четвертому поколению его учеников. Абрам Федорович обладал поразительным умением охватывать все поле современной физической науки в целом, выявлять ее основные звенья в данный момент, тенденции и перспективы развития. Можно привести немало примеров, подтверждающих, как оригинальные научные идеи ученого, над которыми он работал совместно с многочисленными последователями, становились понятными для других только много лет спустя. Вот почему нередко Иоффе сталкивался с недоверием, а порой и откровенными насмешками. Он умел за малым видеть величественные перспективы. Такая дальновидность приносила много огорчений Абраму Федоровичу, но в то же время именно ей он обязан тем, что его научные идеи до настоящего времени разрабатываются и технически оснащаются.

А. Ф. Иоффе не только обладал оригинальными научными идеями, которые отвечали современному уровню науки, но и обращал большое внимание на их соответствие потребностям народного хозяйства. Были нередки случаи, когда предложения ученого не только проходили теоретическую и экспериментальную разработку, но и доводились сотрудниками до стадии освоения промышленностью. Иоффе обладал практической цепкостью. Он с поразительной энергией умел внедрять научные достижения в производство.

Говоря о богатстве собственных научных идей Абрама Федоровича, хочется отметить тот факт, что он был весьма благожелателен по отношению к тем сотрудникам и ученикам, которые занимались вопросами, не совпадающими непосредственно с его прямыми интересами. Такое чуткое отношение к интересам учеников, умение «загораться» их идеями, поощрение самостоятельности и инициативы сотрудников привело к удивительной многоплановости исследований физической школы Иоффе. Однако все проводимые исследования подчинялись одному главному требованию: в них ставились и разрешались самые острые проблемы науки. А. Ф. Иоффе подчеркивал, что истинный ученый всегда стремится к открытию неведомых сторон явления.

Говоря словами самого ученого, основные принципы его работы по выращиванию научного коллектива сводились к следующему: коллективное обсуждение задач и результатов работы, совместный разбор научной литературы, привлечение к ответственной творческой работе молодежи, отбор наиболее активных и талантливых и частая самопроверка.

Первые послереволюционные годы характеризуются острой нехваткой научных кадров, которые были жизненно необходимы молодой развивающейся советской науке. Чутко среагировав на потребность времени, Абрам Федорович ввел совершенно уникальное для того периода новшество: форсированную подготовку творческих специалистов. Суть ее в том, что студенческая молодежь начиная с первых курсов привлекалась в качестве сотрудников научно-исследовательских лабораторий и институтов. Так, например, академик В. Н. Кондратьев, будучи студентом второго курса, одновременно был принят на работу в 1921 г. в Физико-технический институт. Штатными научными сотрудниками в разные периоды являлись академики И. К. Кикоин, Ю. Б. Харитон, А. И. Лейпунский, Г. В. Курдюмов, А. И. Шальников и многие другие, которым было суждено прославить советскую науку. Опыт Иоффе в настоящее время используется Новосибирским университетом и Сибирским отделением АН СССР.

Выше отмечалось, что деятельность Абрама Федоровича никогда не ограничивалась лишь его научными поисками. Как истинный патриот своей Родины, Иоффе отличался политической целеустремленностью, живо интересовался всеми сферами общественной жизни. Он много сил отдавал различного рода организационной работе. Все это естественным образом отразилось на руководимом им коллективе. Поэтому для физической школы Иоффе весьма характерным является стиль государственности. Многие ее выходцы известны не только как замечательные ученые, но и как выдающиеся деятели. Наиболее яркими представителями такой категории учеников Абрама Федоровича являются трижды Герой Социалистического Труда академик И. В. Курчатов, трижды Герой Социалистического Труда, президент АН СССР академик А. П. Александров, Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии, директор Института физических проблем, академик П. Л. Капица, Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии, директор Института химической физики, академик Н. Н. Семенов и многие другие. Воспитанники А. Ф. Иоффе, усвоив стиль и систему руководства своего учителя, в настоящее время сами возглавляют многие научно-исследовательские лаборатории, отделы и крупные институты.

Умение подготовить резервы руководящих ученых является одной из основных отличительных черт Иоффе-воспитателя.

Огромный талант исследователя в сочетании с необычайной силы талантом воспитателя позволили A. Ф. Иоффе вырастить блестящую плеяду учеников. Среди них академики А. П. Александров, А. И. Алиханов, Л. А. Арцимович, П. Л. Капица, И. К. Кикоин, B. Н. Кондратьев, Б. П. Константинов, Г. В. Курдюмов, И. В. Курчатов, П. И. Лукирский, И. В. Обреимов, Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон и другие. Много добрых и благодарных слов посвятили они своему учителю.

На празднике юбилея Иоффе П. Л. Капица сказал: «Когда мы услыхали, что предстоит празднование Вашего шестидесятилетия, то никому из нас не пришло в голову писать адрес. Мы все решили сюда приехать. Сейчас я очень смущен тем, что у меня нет адреса. Это получилось потому, что, когда приветствуют и поздравляют своего отца или родственника, то как-то в голову не приходит мысль о том, что требуется соблюдение каких-то формальностей. Каждый из нас хочет пожать вашу руку и поздравить. Я желаю вам много, много лет плодотворной работы в направлении, вами созданном, а вы являетесь создателем советской физики. Я желаю вам счастья. Желаю вам много лет быть нашим отцом, которого бы все любили, к которому бы так же хорошо относились, как до сих пор».

«Абрам Федорович Иоффе и Физико-технический институт — это то, чему я обязан всем, что мне удалось сделать в жизни», — признается А. П. Александров.

Через своих многочисленных учеников, впитавших в себя методы воспитания и руководства своего учителя, Абрам Федорович воспитывает новые и новые поколения. Наглядной иллюстрацией сказанного является замечательная физико-химическая школа во главе с Н. Н. Семеновым. По словам Николая Николаевича, «искусство руководства сотрудниками сводится к нескольким простым требованиям:

1. Подбирай по возможности только способных, талантливых учеников, и притом тех, в которых видно страстное желание к научному исследованию, потому что могут быть способными, но если нет страсти — толку не будет.

2. В общении с учениками будь прост, демократичен и принципиален. Радуйся и поддерживай их, если они правы, сумей убедить их, если они не правы, научными аргументами. Если ты хочешь, чтобы ученик занялся разработкой какой-либо новой твоей идеи или нового направления, делай это незаметно, максимально стараясь, чтобы он как бы сам пришел к этой идее, приняв ее за свою собственную... Никогда не приписывай своей фамилии к статьям учеников, если не принимал как ученый прямого участия в работе.

3. Не увлекайся чрезмерным руководством учениками, давай им возможность максимально проявлять свою инициативу, самим справляться с трудностями. Только таким образом ты вырастишь не лаборанта, а настоящего творческого ученого. Давай возможность ученикам идти их собственным путем.

Всему этому меня учил мой дорогой учитель... А. Ф. Иоффе».

Мы уверены, что среди огромной армии воспитанников академика Н. Н. Семенова обязательно найдутся последователи его педагогических принципов. Последнее обстоятельство позволяет сделать вывод, что научная школа А. Ф. Иоффе — живая и растущая.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.