Духовно развивающийся человек совершенствует свой психический мир, применяя для этого специфические приёмы и методы, которые в настоящем тексте называются духовными психотехниками. Тем самым, термин «психотехника» трактуется несколько иначе, не совсем так, как это принято в научной психологии.
Как известно, духовное развитие способны обеспечить лишь высокоуровневые деятельности, направляемые рефлексивным сознанием. Это или интеллектуально-творческая деятельность, основанная на методологических принципах, или духовная деятельность, состоящая в применении духовно развивающих религиозных или нерелигиозных психотехник.
Следует отметить, что вполне осознанно духовные психотехники применяются лишь на основе психологии деятельности, а в ходе религиозной практики осознаётся лишь сам факт применения той или иной психотехники, но не соответствующие психологические механизмы.
Среди возможных духовных психотехник особо выделяются две группы психотехник: угнетающие и стимулирующие. Угнетающие психотехники постепенно угнетают хаотическую активность, конкурируя с последствиями хаоса. Стимулирующие психотехники основаны на стимуляции такой психической активности, которая, в конечном итоге, способна одномоментно и существенно перестроить психику человека.
Ниже рассматриваются конкретные психотехники, и мы убедимся, что основатели духовных практик буддизма и христианства эмпирически, без всякой науки открыли эффективные психотехники, способствующие духовному развитию.
Наконец, автор заявляет, что не является специалистом в области религиоведения или богословия, поэтому при обсуждении конкретных психотехник будут приниматься во внимание лишь их психологические аспекты, а догматические, вероучительные и ритуально-практические аспекты рассматриваться совсем не будут.
Добавить комментарий