Угнетение хаоса через отражающие наблюдения

 

Борьба с хаосом ведётся в сознании подавляющего большинства людей. — Каждый человек, действующий ради определённого результата, вынужден поддерживать свою деятельность снова и снова, несмотря на помехи со стороны хаоса, иначе цель достигнута не будет, а потребность так и останется неудовлетворённой.

Поэтому человек, сам того не осознавая, борется с хаосом и, следовательно, духовно развивается. Только лентяи и откровенные саморазрушители, вроде безнадёжных наркоманов и пьяниц, духовно совсем не развиваются.

Однако, если в психике человека преобладает низкоуровневая целенаправленная деятельность, управляемая бытийным сознанием, то бóльшая часть времени тратится впустую, потому что  духовное развитие обычного, духовно неразвитого человека происходит в те редкие мгновения принятия решений, когда требуется скорректировать привычную деятельность или начать новую деятельность.

А теперь представьте такую ситуацию.

Человек по зёрнышку разделяет перемешанные рис и гречку: гречневые зерна — в одну кучку, рисовые — в другую. Это низкоуровневая исполнительская деятельность почти не способствует духовному развитию. И в самом деле, довольно быстро человек улетит куда-то со своими мыслями, а работа будет выполняться механически.

Совсем иная ситуация возникает, когда человек ставит перед собой задачу разделять крупу с полным вниманием и не отвлекаться.

Понятно, что удерживать внимание на примитивной деятельности, выполняемой автоматически, очень трудно. Незаметно для человека в его психике будут возникать другие деятельности, порождённые хаотической активностью, при этом человеку будет казаться, что никаких посторонних деятельностей нет.

Психика человека устроена так, что для неё важны не столько процессы, сколько результаты процессов, поэтому результаты воспринимаются значительно легче, чем процессы. И неважно, осознаётся какая-то посторонняя деятельность, или нет; важно то, что можно осознать, отрефлексировать её результаты. — Человек поймёт, что он отвлёкся, и усилием воли он снова и снова будет концентрироваться на основной деятельности, в нашем примере — на разделении крупы.

Здесь речь идёт об отражающем наблюдении, управляемом рефлексивным сознанием. Поэтому каждый момент концентрации внимания, а их будет очень много, способствует духовному развитию.

Итак, отражающие наблюдения, указывающие на порождённые хаосом незамеченные деятельности, способствуют духовному развитию.

 

Угнетение хаоса через угнетающие наблюдения

 

Угнетающее наблюдение — деятельность, доступная каждому взрослому человеку, и в то же время она способна составить конкуренцию проявлениям хаотической активности.

Нужно просто наблюдать, и ничего более. — Это же очень естественно: бывает, мы наблюдаем за облаками, за поведением животных или людей …

Точно так же можно наблюдать за сиюминутными процессами, происходящими в сознании: за ощущениями и эмоциями, за бесконечным и бестолковым бормотанием в голове или навязчивой музыкой в ушах, за неожиданной и неуправляемой сменой настроений и т. п. — Нужно просто наблюдать, и ничего не предпринимать.

Теперь очень важное замечание.

Угнетающее наблюдение не сводится к искусственной, волевой остановке какого-либо процесса, когда даётся сознательная команда на его прекращение. — Нет!

Угнетение возникает из-за того, что угнетающее наблюдение конкурирует с сиюминутным  процессом, и, следует признать, что конкуренция далеко не всегда успешна. Например, бывает, что навязчивая музыка, сколько её ни наблюдай, звучит снова и снова...

Из опыта следует, что способность к угнетающему наблюдению довольно быстро истощается, возникает своеобразная усталость, что легко объяснимо: сиюминутная деятельность, порождённая хаосом, и угнетающее наблюдение, которое тоже является деятельностью, конкурируют друг с другом и взаимно угнетают друг друга.

Часто бывает, что по мере того, как способность к угнетающему наблюдению ослабевает, сиюминутная деятельность, порождённая хаосом, становится незаметной, тогда кажется, что сознание «пустое», в полном согласии с принципом единства сознания и деятельности. В таком случае будет полезным отражающее наблюдение.

Отсюда следует, что рефлексирование актуальной деятельности, а именно, и угнетающее, и отражающее наблюдение способствует духовному развитию.

 

Борьба с сонливостью

 

Согласно принципу единства сознания и деятельности, человек в состоянии оптимального бодрствования, т. е. при ясном сознании, всегда занят какой-либо деятельностью. Это или рефлексирование деятельности, т. е. угнетающие и отражающие наблюдения, или какая-то другая сиюминутная деятельность.

Теперь допустим, что человек занят рефлексированием. Проявляющаяся в сознании сиюминутная активность, порождаемая хаосом, и рефлексирование деятельности конкурируют и поэтому взаимно угнетают друг друга.

А раз деятельности угнетаются, то, согласно принципу единства сознания и деятельности, угнетается и сознание. Это значит, что здоровый человек, у которого есть силы для жизни, практикуя рефлексирование деятельности, будет чувствовать постепенно усиливающуюся сонливость.

Итак, рефлексирование деятельности вызывает сонливость. В таком случае придётся вести борьбу и с сонливостью, потому что иначе человек уснёт, и духовное развитие прервётся.

Очень важно, чтобы борьба с сонливостью велась исключительно  на психологическом уровне. Это значит, что нельзя пить кофе, чтобы взбодриться, нельзя выполнять физические упражнения, чтобы «встряхнуться», потому что всё это стимулирует хаос.

Погружение в сон — процесс незаметный, а его проявления субъективны: у кого-то глаза слипаются, кто-то начинает зевать и т. п., в этом смысле ситуация обычная: последствия процесса более заметны, чем сам процесс.

Поэтому, как только будут замечены признаки погружения в сон, так сразу же нужно постараться ощутить сам процесс как таковой, т. е. нужно наблюдать за засыпанием с целью его угнетения.

Иначе говоря, и в отношении засыпания можно говорить о рефлексировании — отражающем и угнетающем наблюдении.

Но засыпание — процесс особый, существенно отличающийся от всех других процессов, потому что, как известно из опыта, рефлексирование засыпания повышает уровень бодрствования, тогда как рефлексирование деятельностей, наоборот,  понижает уровень бодрствования. Именно поэтому засыпание выделяется из множества сиюминутных процессов.

 

Семь режимов функционирования сознания

 

Имеется семь режимов функционирования психики.

Перечислим их по порядку.

1. Бездуховный режим, не способствующий духовному развитию. Он характеризуется тем, что человек или не пытается управлять процессами, происходящими в его сознании, или не в состоянии это делать, как бывает, например, при сильном опьянении.

И тогда наступает «пустое время».

Для бездуховного режима характерны деятельности низкого уровня, управляемые бытийным сознанием.

Остальные шесть режимов функционирования психики  способствуют духовному развитию. Большинство из них управляется рефлексивным сознанием, при этом реализуются деятельности высокого уровня.

2. Отражающее наблюдение за признаками сонливости.

3. Режим полной погружённости в какую-либо деятельность, когда преследуется вполне определённая цель.

Этот режим будем подразделять два режима:

3н. Угнетающее наблюдение за сиюминутной деятельностью. Буква «н» в обозначении режима означает «наблюдение».

3д. Все прочие деятельности, выполняемые ради какого-то определённого результата. Буква «д» в обозначении режима означает «деятельность».

Это может быть или исполнительская, или поисковая деятельность, регулируемая бытийным сознанием, выполняемая с максимально возможной концентрацией внимания, или это может быть интеллектуально-творческая деятельность, регулируемая рефлексивным сознанием.

4. Угнетающее наблюдение за процессом погружения в сон.

5. Отражающее наблюдение за результатами деятельности.

Наконец, особняком стоит режим дуальной монотонии,  управляемый бытийным сознанием.

Итак, имеется всего лишь семь режимов функционирования сознания (1, 2, 3н, 3д, 4, 5 и дуальная монотония).

Получается, что человек похож на гирлянду из семи лампочек, причём в каждый момент времени горит только одна лампочка.

Третий режим (3д и 3н) — основной, именно он сам по себе или в сочетании с пятым режимом в наибольшей степени способствует духовному развитию. Второй и пятый режим — сигнальные, они сигнализируют об ослаблении основного режима, что чревато незаметным переходом в бездуховный режим, или можно просто уснуть. Четвёртый режим — бодрящий.

 

Деятельностно-рефлексивная психотехника (Д-Р психотехника)

 

В основу Д-Р психотехники положена отечественная научная психология, т. е. психология деятельности. Суть Д-Р психотехники состоит в отслеживании режимов функционирования сознания с целью избегания бездуховного режима.

Практикуя Д-Р психотехнику, полезно придерживаться мнемонического правила: каждому режиму ставится в соответствие палец руки согласно его номеру.

А именно:

— бездуховному режиму (1) соответствует большой палец,

— отражающему наблюдению за признаками сонливости, т. е. второму режиму, соответствует указательный палец,

— двум режимам 3д и 3н соответствует средний палец, и т. д.

Д-Р психотехника состоит в следующем.

Если психика функционирует в бездуховном режиме (1), то нужно сразу же переключиться в любой основной режим (3н или 3д), т. е. или просто наблюдать и ничего не предпринимать (3н), или заняться предельно концентрированно какой-либо другой деятельностью (3д). После чего нужно продолжать функционирование в этих режимах, и никакой специальной, дополнительной активности не требуется.

Теперь допустим, что на фоне режима 3д или 3н обнаружились признаки посторонней активности, а именно: в сознании появились какие-то непонятно откуда взявшиеся слова, ощущения, обрывки мыслей, музыка, нарушилась концентрация внимания ... Всё это свидетельствует о том, что в психике завершились какие-то скрытые, незамеченные процессы, и соответствующие результаты проникли в сознание. Следовательно, третий режим ослаб, именно об этом сигнализирует пятый режим.

В таком случае нужно укрепить третий режим, снова сконцентрировав внимание на выбранной деятельности (3д) или восстановить угнетающее наблюдение (3н).

В случае возникновения сонливости, о чём сигнализирует второй режим, нужно взбодриться (режим 4), а затем вернуться в один из основных режимов (3д или 3н).

Может показаться, что Д-Р психотехника слишком «заумная», её трудно освоить.

Но это не так. Осваивать её можно постепенно. Сначала она будет выполняться коряво, с ошибками.

Но постепенно всё наладится.

Итак, самостоятельное освоение Д-Р психотехники вполне возможно. Но её систематическое применение, скорее всего, не получится, потому что слаб человек.

Поэтому очень желательно практиковать  Д-Р психотехнику и, вообще, духовное развитие в группе единомышленников, где люди взаимно стимулируют друг друга.

Если систематически применять Д-Р психотехнику, то хаотическая активность будет постепенно, чрезвычайно медленно ослабевать. Быстро не получится, да и вообще, торопиться некуда.

Духовное развитие — путь длиною в жизнь.

 

Основополагающие психотехники буддизма и христианства

 

1. Медитация в стиле тхеравада.

Буддийская медитация в стиле тхеравада (учения старейших) характерна для старейшей, консервативной школы раннего буддизма.

В пятом веке нашей эры буддийский учёный и комментатор Буддхагхоша написал трактат «Вишуддхимагга», или «Путь очищения», где предлагается следующая психотехника:

«Медитирующий ограничивает свое внимание простым наблюдением за мыслями и чувствами. Он видит их, когда они возникают в каком-либо из его пяти органов чувств или в уме — «Вишуддхимагга» рассматривает ум как шестое чувство. Но наблюдая за своими чувственными впечатлениями, медитирующий воздерживается от реагирования на них, просто регистрируя все, что он наблюдает. Если какое-либо последующее суждение, оценка или образ возникает в его уме, то они сами становятся тем фокусом, к которому приковывается его внимание. Они не отвергаются и не принимаются, но после того, как были отмечены, просто отпускаются. По словам Ньякапоники, современного буддийского монаха, сущность полноты внимания состоит «в ясном и честном осознании того, что действительно происходит с нами и в нас в каждый последующий момент восприятия»1.

Кроме того, в буддизме применяется дуальная монотония, а именно, мантра Ом и другие мантры.

 

2. Христианская психотехника — молитвенный диалог с Богом.

В основе христианской религиозной психотехники лежит молитва, трактуемая как диалог, непосредственное общение с Богом.

Молитвенно общаться с Богом значительно труднее, чем общаться с человеком, потому что люди, общаясь, вербально и невербально стимулируют друг друга к общению, а Бог молящегося человека к общению никак не стимулирует.

Можно, конечно, воображать ситуации, в которых Бог в чём-то похож на человека, например, на деда с бородой, и общается с молящимся наподобие человека. Такая молитва согласно святоотеческой традиции неприемлема: «Перед образами молись безóбразно». —  Визуализация в молитве крайне нежелательна.

Наконец, верующие христиане убеждены, что если молитва как диалог с Богом состоялась, то Бог обязательно ответит человеку на все его вопросы, пусть и не сразу по ходу молитвы, а когда-нибудь позже.

Но для этого нужно молиться искренне и сосредоточенно. А именно, если верующий говорит: «Слава Богу», то восславлять Бога нужно не только языком и мыслями, но и всей душой и всем сердцем; если верующий говорит: «Помилуй меня грешного», то нужно искренне и умом, и сердцем сокрушаться по поводу своей греховности …

Наконец, и это главное, при молитвенном делании нельзя отвлекаться, нельзя позволять посторонним мыслям проникать в сознание. Как только посторонние мысли появятся в сознании, так сразу же нужно снова и снова концентрироваться на молитве.

Молиться нужно как можно больше и качественнее, а если получится, то непрерывно. Тогда человек становится живым храмом и через это спасётся.

 

3. Религиозные психотехники и Д-Р психотехника в сравнении.

Суть медитации в стиле тхеравада заключается в угнетающем наблюдении всех сиюминутных процессов, составляющих содержание сознания, что в точности совпадает с режимом 3н Д-Р психотехники.

Христианское молитвенное делание представляет собой исполнительскую деятельность, следовательно, при молитве реализуется режим 3д Д-Р психотехники, а в случае выявления посторонних мыслей реализуется пятый режим, после чего происходит немедленный возврат к молитве, т. е. к режиму 3д.

Отсюда понятно, что медитация в стиле тхеравада и христианское молитвенное делание, взятые вместе, практически совпадают с  Д-Р психотехникой. Единственное отличие: в Д-Р психотехнике есть ещё два режима, направленные на борьбу с сонливостью (2 и 4).

Впрочем, любой человек, занимающийся духовными практиками, знает о борьбе с сонливостью не  понаслышке.

В частности, богослужебные сутки у христиан начинаются вечером, а «ночь самое лучшее время для молитвы... Особенно полночь» (свт. Феофан Затворник). Поэтому верующим приходится, так или иначе, бороться с сонливостью, в частности, это могут быть психотехнические приёмы в стиле режимов 2 и 4.

Таким образом, основатели духовных практик буддизма и христианства эмпирически, без всякой науки открыли эффективные психотехники, способствующие духовному развитию.

 

4. Объединение духовных практик буддизма и христианства.

На одной ноге прыгать и перемещаться можно, но не очень быстро и удобно. На другой ноге — то же самое. Удобнее и быстрее ходить на двух ногах.

Оказывается, наблюдение в тхераваде и молитва в христианстве тоже вроде как две ноги или как две стороны одной медали. Их невозможно объединить лишь потому, что вероучения буддизма и христианства очень разные, но соответствующие психотехники объединить единую психотехнику вполне возможно, поскольку они свободны от вероучительных аспектов.

Рассмотрим пример такого объединения.

Психотехника «Звёздное небо». Нужно с  максимальным вниманием наблюдать за звёздным небом, а точнее за метеорами (падающими звёздами), стараясь не пропустить ни один из них (режим 3н). Обычно бывает один-два или несколько метеоров в час. Обнаружив отвлечения от процесса наблюдения (режим 5), нужно снова и снова концентрироваться на наблюдении, кроме того придётся бороться со сном (режимы 2 и 4).

 

Двухфазный процесс

 

Есть ещё одна возможность объединения духовных практик буддизма и христианства, в результате получится психотехника, называемая двухфазным духовным процессом.

Первая, активная фаза. Наблюдение.

Наблюдению подлежит всё сиюминутное содержание сознания, при этом особое внимание уделяется признакам засыпания и самому процессу засыпания, т. е. реализуются соответственно 3н, 2 и 4 режимы Д-Р психотехники.

И тогда, несмотря на то, что 3н является угнетающим режимом, всё же уровень бодрствования на активной фазе будет слегка повышаться вследствие режимов 2 и 4.

Вторая, пассивная фаза. Деятельность, управляемая бытийным сознанием.

Это может быть свободный или стандартизированный монолог, что является аналогом молитвы, лишённым религиозного содержания, или какая-нибудь простая, легко исполняемая деятельность, например, разделение перемешанной гречки и риса.

Такая деятельность должна выполняться с полным вниманием, отвлекаться нельзя. Если в сознании всё же появляются следы какой-то посторонней деятельности (режим 5 Д-Р психотехники), то сразу же следует концентрироваться на основной деятельности.

Простая и монотонная деятельность, пусть и выполняемая с полным вниманием, способствует понижению уровня бодрствования, отсюда понятно, что соответствующая фаза является пассивной.

Итак, пассивная фаза представляет собой сочетание двух режимов Д-Р психотехники: 3д и 5.

Применять двухфазный режим проще, чем Д-Р психотехнику, потому что не нужно беспокоиться о переключении режимов Д-Р психотехники, достаточно переходить от одной фазы к другой.

Начинать можно с пассивной фазы. При появлении признаков сонливости следует переходить к активной фазе. После возобновления оптимального уровня бодрствования следует снова переходить к пассивной фазе и  т. д.

Двухфазный процесс является аналогом двухфазной цикличности в биомеханической гомеопатии2.

 

Модификации Д-Р психотехники

 

Модификации Д-Р психотехники являются формальным аналогом христианской психотехники, где вместо молитвы (режим 3д) применяется угнетающее наблюдение (режим 3н), но не за всем сознанием, как в тхераваде, а только за определённой, заранее выбранной частью сознания. Если внимание рассеялось, и в сознании обнаружилось постороннее содержание, которое не должно наблюдаться (режим 5), то нужно сразу же вернуться в третий (3н) режим.

Прежде чем применять модифицированную Д-Р психотехнику, нужно чётко определить, какая именно часть сознания подлежит наблюдению.

Примеры применения модифицированных Д-Р психотехник.

 

1. Поведение во время еды.

Нужно сосредоточиться на вкусе, запахе и, отчасти, на виде пищи (режим 3н). При отвлечении от процесса еды, когда обнаружится, что внимание переключилось на звуки, на телесные ощущения, посторонние мысли и т. п., нужно сразу же мысленно вернуться к процессу еды (переход от пятого режима к третьему).

В общем, нужно поступать по пословице: «Когда я ем, я глух и нем».

Кто-то возразит:

— Если концентрировать внимание на вкусе и запахе пищи, то получится угнетающее наблюдение пищевого поведения. Зачем же во время еды его угнетать?

— Угнетать пищевое поведение не получится, потому что оно настолько мощное, что будет легко восстанавливаться снова и снова, несмотря на угнетение, т. е. угнетающее наблюдение пищевого поведения имеется, а угнетение практически отсутствует. Зато будет угнетаться хаотическая активность, которая проявляется в отвлечении от процесса еды.

 

2. Непосредственное восприятие настоящего момента.

В этой модификации Д-Р психотехники запрещаются любые мысли, в том числе мысленные возвраты в прошлое, провалы в вымышленные ситуации, а также прогнозирование возможного будущего.

В частности, дзэн-буддисты с целью очищения разума рекомендуют своим ученикам: «Смотри, но не думай!»

Нечто подобное предлагается также и в гештальт-терапии, там эта психотехника называется упражнением «Здесь и теперь»3.

 

3. Разделение содержания сознания согласно модальностям.

Известно, что человек воспринимает реальность с помощью зрения, слуха, через ощущение своего тела, а также через ощущения вкуса и запаха, или, говоря языком психологов, в разных модальностях: визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой), кинестетической (телесной), а также вкусовой и обонятельной.

Поэтому, практикуя модифицированную Д-Р психотехнику, можно разрешить восприятия в какой-либо модальности или в группе модальностей, а все прочие восприятия, наоборот, запретить.

Например, пусть разрешены лишь зрительные восприятия. Тогда текущая деятельность (режим 3н) будет состоять в наблюдении всех появляющихся зрительных ощущений, образов и представлений. В отношении всех остальных восприятий в других модальностях, а также прочего содержания сознания будет применяться отражающее наблюдение (режим 5) с немедленным переходом в режим 3н.

В следующий раз можно взять в качестве основной какую-либо другую модальность, например аудиальную или кинестетическую.

Наконец, некоторые профессиональные деятельности способствуют духовному развитию в силу того, что в ходе деятельностей естественным образом, сами собой возникают состояния, подобные тем, какие бывают в процессе применения модифицированных Д-Р психотехник.

Например, массажисту, как правило, смотреть не на что и слушать нечего, поэтому для массажиста главное — концентрироваться на тактильных и мышечных ощущениях, т. е. функционировать, в основном, в кинестетической модальности. Точно также профессиональный музыкант концентрируется, в основном, на звуковых ощущениях и мыслит в аудиальной модальности.

 

Природосообразные психотехники

 

Психотехника является природосообразной, если её действенность определяется исключительно лишь природными особенностями психики человека, и поэтому практически не зависит от произвола человека.

Природосообразными психотехниками являются:

— буддийская медитация в стиле тхеравада,

— христианская молитвенная психотехника,

— Д-Р психотехника,

— психотехника «Звёздное небо»,

— двухфазный процесс.

Различные модификации Д-Р психотехники можно считать природосообразными, но с большой натяжкой.

Наконец, дуальные психотехники и духовное центрирование тоже является природосообразными психотехниками.

Все прочие психотехники, применяемые для духовного развития, не являются  природосообразными. Это значит, научное обоснование таких психотехник отсутствует, их действенность и польза следует в лучшем случае лишь из свидетельств духовно продвинутых людей, а в худшем — вообще ни на чём не основана.

Неприродосообразных психотехник и их вариантов бесчисленное множество, поэтому делать выбор в пользу той или иной психотехники придётся буквально вслепую. А поскольку люди очень разные, может случиться, что кому-то конкретная неприродосообразная психотехника будет полезной, а кому-то, наоборот, навредит.

Короче говоря, результат применения неприродосообразных психотехник зависит от произвола  человека, а не от устройства человеческой психики, и поэтому зачастую непредсказуем.

Тем не менее, далее рассматриваются основные неприродосообразные психотехники.

 

Управляемая доминанта (угнетающий этап)

Управляемая доминанта — приём, который можно применять вместо угнетающего наблюдения. Учение о доминанте разработано российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским.

В жизни бывают такие ситуации, когда выполнение какой-либо деятельности становится более важным, чем выполнение всех прочих деятельностей. И тогда важная деятельность подавляет все другие деятельности, поэтому она называется доминантой.

В психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского4 даётся такое определение:

«Доминанта (от лат. dominans — господствующий) — временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность».

Иначе говоря, доминанта способна тормозить работу других нервных центров и усиливаться за счёт их энергий. Доминанта как бы отнимает энергию у всех прочих нервных центров, присваивая её.

Примеры.

Допустим, человек читает интересную книгу. Это значит, что функционируют нервные центры, обслуживающие чтение. Вдруг зазвонил телефон. — Возникла доминанта, которая поглотила энергию чтения. Человек сразу же забыл о чтении и стал разговаривать по телефону.

Человек, увлечённый творческим процессом, может забыть о еде. Это значит, что творческая доминанта угнетает пищевой нервный центр.

Суть доминанты такова, что она идеально приспособлена для конкуренции с проявлениями хаоса, действуя  подобно рефлексированию, и даже сильнее. Образно говоря, описанные выше природосообразные психотехники подобны лёгкому ветерку, который сушит разлившуюся воду, а доминанта — вроде тряпки, быстро вбирающей в себя излишки воды.

В качестве доминанты может служить любая, хорошо усвоенная и потому обладающая высокой устойчивостью  к помехам со стороны хаоса, деятельность. В частности, это может быть многократно повторяемый короткий ритмически организованный текст, т. н. речёвка.

Каждый человек может сочинить себе одну или несколько речёвок, выражающиеих его интересы и предпочтения.

Например, моя речёвка такова:

 

 «Желаю  живым всего наилучшего,

 Здоровья, счастья, благополучия.

 А мёртвым — вечную и добрую память».

(Каждая серия повторов речёвки завершается приказом на остановку её воспроизведения.)

 

Только что сочинённая речёвка ещё не является управляемой доминантой. Чтобы она стала таковой, нужно повторять её снова и снова, особенно тогда, когда обычное рефлексирование оказывается недостаточным для угнетения хаотической активности.

Превращение речёвки в управляемую доминанту — процесс медленный.

Впрочем, торопиться некуда …

Постепенно, речёвка укоренится в сознании и будет легко воспроизводиться умственно, бессловесно.

Можно ускорить процесс укоренения речёвки, применив теорию поэтапного формирования знаний, умений и умственной деятельности, разработанной советским психологом Петром Яковлевичем Гальпериным.

В соответствии с этой теорией характер речёвки по мере её усвоения постепенно меняется: сначала она произносится вслух в виде громкой речи (полезно также воспроизведение её в письменном виде), затем она произносится шёпотом, затем беззвучно проговаривается про себя. И, наконец, воспроизводится умственно, т. е. происходит интериоризация речёвки: из внешнего плана действий она погружается во внутренний, психический план. Тем самым проговаривание речёвки становится актом мысли, максимально автоматизированным внутренним процессом, ход которого скрыт, известен лишь его конечный результат, а именно: речёвка конкурирует с проявлениями хаоса.

 

  • 1. Дэниел Голмен. Многообразие медитативного опыта. — «София», Киев, 1993. С. 43.
  • 2. Дмитриевский А. А.  Практика и теория биомеханической гомеопатии: [Электронный ресурс]. URL: http://vestishki.ru/node/6259. (Дата обращения: 07.09.2016).
  • 3. Перлз Фредерик, Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). — М.: Гиль-Эстель, 1993. С. 39 – 52.
  • 4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.  ISBN 5–250– 00364 –8. С. 110.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.