Вы здесь

7.1. Совершенствование сознания-деятельности

 

Создай самого себя!

 

Угнетение хаотической активности — важное, но не единственное направление духовного развития, не менее значимо ещё одно направление — всестороннее развитие всего человеческого в человеке, а именно, всестороннее развитие сознания-деятельности.

Возникает вопрос, зачем что-то развивать, совершенствовать, если и так всё хорошо?

Нет! Это только кажется, что всё хорошо.

В процессе правильно устроенной духовной деятельности человек неизбежно обнаруживает всевозможные изъяны в сознании-деятельности, в том числе и те, которые едва ли могут быть выявлены вне духовной деятельности.

Поэтому становится понятной необходимость отладки  сознания-деятельности и,  более того, осознанного построения человеком своего сознания-деятельности подобно тому, как программист работает над компьютерной программой.

Древний и, в общем-то, полезный принцип «Познай самого себя» следует дополнить ещё более полезным принципом: «Создай самого себя!»

Познание самого себя может оказаться в каких-то  ситуациях полезным, а в каких-то бессмысленным, потому что незачем познавать то, что в конечном итоге придётся заменить чем-то более совершенным.

 

Исправление изъянов сознания-деятельности

 

Как известно, сознание-деятельность формируется у человека в диаде «мать-дитя», затем развивается в процессе обучения и воспитания. Все эти процессы во многом спонтанные и неуправляемые, поэтому в сознании-деятельности каждого человека неизбежно имеется множество изъянов, проявляющиеся в неэффективности деятельности. В частности, они проявляются в некорректной работе познавательных функций: мышления, воображения, памяти, восприятия, а также внимания, причём на функционирование познавательных функций могут неблагоприятно влиять чрезмерная эмоциональность, установки, убеждения, личностные смыслы и т. п.

Кроме того, мир вокруг нас постоянно меняется, поэтому эффективные ранее установки, навыки и привычки со временем могут стать неэффективными и потому подлежат исправлению или замене.

Нужно взять за правило: любой случай дезорганизации деятельности или рассогласования между ожидаемыми и полученными результатами должен быть основанием для серьёзного внутреннего расследования с целью недопущения таких случаев в будущем.

У физически и психически здорового человека обнаруживаются, как правило, следующие недостатки сознания-деятельности:

— неадекватность психического двойника реальности,

— нарушение структуры деятельности,

— вредные привычки.

Обнаружив изъяны сознания-деятельности, нужно в первую очередь искать ответ на вопросы, как их исправить, и как не допустить подобных нарушений сознания-деятельности в будущем, а вопросы о причинах их возникновения, об устройстве психики можно, если получится, оставить без ответа, т. е. познавать себя желательно, но не обязательно.

В жизни нередко бывает, что человек сталкивается с чем-то принципиально новым для себя, а в опыте человечества уже есть готовые решения, которые можно найти и применить.

Это значит, что «… надо во что бы то ни стало поставить себе задачей … во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом»1.

Итак, нужно учиться, учиться и учиться2. И, главное, нужно учиться применять знания на практике, без чего знания скорее вредны, чем полезны: «... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», так написано в книге Екклесиаста (гл. 1, ст. 17—18).

Если решение нетривиальной проблемы в опыте человечества отсутствует, то придётся организовать, опираясь на соответствующую методологию, интеллектуально-творческую деятельность, направленную на решение проблемы. Такая деятельность регулируется рефлексивным сознанием, поэтому она сама по себе способствует духовному развитию.

Частой причиной неэффективности деятельности является нарушение её структуры.

Сплошь и рядом бывает, что не выполняется итоговый контроль (и/или оценивание).

Примеры.

Ученик, решая задачу, получил для радиуса Земли значение 3 см. Он доволен: задача решена! И совсем не думает о том, что на такой маленькой Земле люди, да и он сам в том числе, жить не могут!

Решая геометрическую задачу, ученик получает, что синус или косинус больше единицы. И вполне удовлетворён, будто так и надо!  Но, известно, что в геометрических задачах синус или косинус больше единицы быть не может, следовательно, в решении задачи где-то есть ошибка, которую нужно найти и обязательно исправить.

Если итоговый контроль многие люди всё же худо-бедно выполняют, то о предварительном контроле мало кто задумывается. В самом деле, а что контролировать, если деятельность даже ещё не начиналась?

— Контролировать есть что. В идеале деятельность с максимальными подробностями должна быть представлена сначала во внутреннем, психическом мире, и лишь потом выполнена в реальности. Поэтому предварительный контроль (и/или оценивание) — это контроль (и/или оценивание) деятельности, выполненной во внутреннем, психическом плане.

Отсутствие предварительного контроля и оценивания может привести к трагическим последствиям.

Пример.

Случилось так, что пустой титан, т. е. бак для нагрева воды, сильно раскалился. Вокруг него собрались люди, и один из них, недолго думая, повернул кран и пустил в титан  холодную воду. Титан взорвался, сильно поранив окружающих.

— Прежде чем что-то делать, нужно думать. Хватило бы полминуты, чтобы спрогнозировать возможные варианты развития событий, выбрать приемлемый вариант и тем самым избежать катастрофы.

Очень важно применять различные виды и формы контроля и оценивания. Например, контроль может быть прямым или косвенным; иногда предельные или частные случаи решений помогают обнаружить скрытые ошибки, полезно также приводить контрпримеры и т. п.

Следует, однако, отметить, что тотальный контроль не всегда полезен. В интеллектуально-творческой деятельности бывают поисковые фазы, и тогда  чрезмерный контроль может помешать найти наилучшие решения.

Наконец, нужно совершенствовать процессы планирования и целеполагания, поскольку отсутствие качественного планирования и целеполагания тоже нередко проявляется в дезорганизации и/или неоптимальности, а иногда и в бесполезности  деятельности.

Ещё одна возможная причина недостатков сознания-деятельности — всевозможные болезни.

Больной человек — плохой деятель.

Например, человек, испытывающий сильную боль, едва ли может заниматься чем-либо с полной отдачей.

Или человек не может ни читать, ни шить, потому что плохо видит, и т. п.

Понятно, что физические и психические болезни нужно лечить. А если не получится вылечить, придётся учиться с этим жить, увы …

 

Борьба с вредными привычками

 

Привычка — сложившийся способ функционирования психики, характеризующийся тем, что не только отдельные действия или деятельность целиком, но и весь потребностно-мотивационный цикл от актуализации потребности до её удовлетворения, в той или иной степени автоматизирован, т. е. происходит без участия сознания.

Привычки в определённых ситуациях приобретают для человека характер потребности, а, значит, коренятся не столько в деятельности, сколько в потребностно-мотивационной сфере, которая в значительной степени не осознаётся. Именно поэтому с вредными привычками трудно бороться.

Сознательно-волевое управление вредными привычками, как правило, обречено на неудачу.

В самом деле, порочная страсть, вредная привычка функционирует на трёх уровнях: физиологическом, психофизиологическом и психическом.

На физиологическом уровне отказ от табакокурения, алкоголя и т. п. проявляются как тягостное состояние, абстиненция. Обычно абстиненция длится неделю или две, до месяца.

На психофизиологическом уровне вредная привычка закреплена в системах условных рефлексов. Иван Петрович Павлов доказал, что условные рефлексы никогда не разрушаются, они подвержены лишь условному торможению, т. е. постепенно ослабевают, но при необходимости быстро восстанавливаются.

На психическом уровне главное, согласно известному советскому психиатру Владимиру Николаевичу Мясищеву, — отношение человека к вредной привычке. При этом важную роль играет микросоциальное окружение: положительное отношение микросоциального окружения к вредной привычке способствует её сохранению.

Итак, вся животная природа человека, функционирующая на физиологическом и психофизиологическом уровне, препятствует освобождению от вредной привычки. И на психическом уровне нередко наблюдается то же самое: если все вокруг курят табак, употребляют алкоголь, то удержаться от этих вредных привычек будет нелегко.

Более того, некоторые вредные привычки, такие как потребление алкоголя, наркотиков, способны вызывать болезнь, серьёзно деформирующую всю психику в целом.

Казалось бы, всё против того, чтобы избавиться от вредной привычки!

Но человек обладает свободой выбора. Ему достаточно сделать сознательный выбор в пользу категорического отказа от вредной привычки, сформировав отрицательное отношение к ней, и она будет заблокирована раз и навсегда.

Одномоментное прекращение курения, потребления алкоголя и т. п., возможно, для этого достаточно сформировать полноценное отрицательное отношение к вредной привычке.

К сожалению, чаще всего удаётся сформировать не полноценное, а лишь амбивалентное отношение, когда одна часть психики оказывается настроенной отрицательно по отношению к вредной привычке, а другая остаётся настроенной положительно. И тогда человек испытывает внутренний дискомфорт, конфликт мотивов, при этом отказ от вредной привычки будет нестойким.

Если полноценное отрицательное отношение к вредной привычке сформировать не удаётся, остаётся одно: наблюдать за собой, чтобы выявить «слабые места» вредной привычки, а затем воспользоваться этим себе на пользу.

 

Пример. Опыт моей борьбы с табакокурением.

Курить я стал, будучи студентом. Многие вокруг курили, и я стал, за компанию. После этого я курил на протяжении более 20 лет. Неоднократно предпринимались попытки бросить курить.

При этом выяснилось, что:

— бросить курить волевым усилием на месяц-другой или даже на год сравнительно легко, нужно просто захотеть,

— после недели воздержания от табака потребность в табакокурении удовлетворить невозможно, потому что первые две-три сигареты кажутся вонючими, противными, отвратительными, будто снова начинаешь курить; это обстоятельство помогало удерживаться от табакокурения,

— в литературе об этом не пишут, но я лично ощущал сильнейшие позывы к табакокурению спустя примерно год после того, как совсем бросал курить. Будто бы кто-то бил кинжалом в спину и приказывал: «Кури!» И я не мог удержаться, снова начинал курить.

По-видимому, абстиненция может надолго замирать, а потом вновь возвращаться.

Решение проблемы.

Оказывается, в периоды воздержания от курения можно легко сформировать резко отрицательное отношение к табаку.

Для этого нужно ежедневно по сотне раз в день повторять фразы вроде этой: «Табачный дым противный, вонючий, отвратительный».

Или. Вижу, мужчина идёт и курит, тогда я говорю про себя: «У, вонючая табакерка! Ходишь и везде воняешь своим противным, сизым дымом». Вижу, девушка курит, а я думаю: «Вонючка! Кто же тебя целовать-то будет?!»

Оказалось, что резко отрицательное отношение к табаку способствует значительному ослаблению возвращающегося абстинентного синдрома, так что с ним удаётся легко справиться. В настоящее время я не курю уже около 30 лет, и совсем не тянет …

У каждого есть свои вредные привычки, и проявляются они по-своему. Поэтому каждому человеку придётся искать «слабые места» своих вредных привычек, чтобы затем окончательно освободиться от пагубных зависимостей.

А ещё лучше совсем не пачкать свою жизнь вредными привычками.

  • 1. В. И. Ленин. Из статьи «Лучше меньше, да лучше»,  «Полное собрание сочинений», т. 45, С. 391.
  • 2. Не могу удержаться, чтобы слегка не похулиганить.

    Старый советский анекдот.

    Ленин говорит Троцкому: «Жене скажи, что идёшь к любовнице, любовнице скажи, что идёшь к жене, а сам дуй в библиотеку: учиться, учиться и учиться.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.