Опорные слова к вопросу №11 — здесь

Со­знание с обыденной точки зрения включает в себя мысли человека, его чувства, потребно­сти, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя. Кроме того, удивляет то, что сознание у всех психически здоровых взрослых людей в главном, в основном одинаково (сознание = совместное знание). Иначе говоря, индивидуальное сознание сообразуется с общим для всех людей, - общественным сознанием.

Выяснение природы сознания потребовало работы нескольких поколений психологов. Ниже приводятся самые краткие соображения о природе и происхождении сознания.

  1. Мы все живём в одном и том же объективно заданном мире.
  2. Мы стремимся действовать эффективно в этом мире. Тот, кто не эффективен, испытывает неприятности и, вообще, может погибнуть.
  3. Чтобы действовать эффективно, нужны орудия, которые фантастически усиливают наши возможности. Животные тоже пользуются орудиями. У человекообразных обезьян, например, имеется культура применения орудий; матери обезьян учат своих детёнышей; как правильно применять орудия.
  4. Люди, в отличие от животных ценят орудия, хранят их, более того, способны их бесконечно совершенствовать. (Бенджамин Франклин: человек - "животное, производящее орудия".)
  5. Такая особенность людей возникла вследствие качественного изменения их взаимоотношений: общение людей определяется не биологическими, а социальными законами, оно опосредовано трудом.
  6. Внешние стимулы, сигналы могут изменять состояние психики. Например, сигнал тревоги требует немедленного изменения обычного, спокойного поведения. Всевозможные сигналы отражались в психике, они становились фактами психической жизни.
  7. Психические образы сигналов усложнялись в соответствии с логикой предметного и орудийного мира, - логикой, которая отразилась в психике в силу самого факта жизнедеятельности в объективном мире, - так возникли слова и язык.
  8. Значение слов-сигналов в том, что они способны изменять состояние человеческой психики. Слова - это ни что иное, как орудия, с помощью которых люди изменяют состояние своей психики, управляют ей. (Лев Семёнович Выготский).
  9. Внутренняя психическая реальность - саморазвивающийся результат усложняющегося отражения внешней объективной реальности. Она регулируется в процессе совместной деятельности через объективную реальность, поэтому, в главном, в основном, психическая реальность одинакова, с точностью до личного опыта, у всех психически здоровых взрослых людей.
  10. Это одинаковое как раз и есть общественное сознание (=совместное знание), причём понятно, что индивидуальное сознание сообразуется с общественным сознанием.
  11. В процессе совместной жизни, общения, деятельности и обучения люди поддерживают своё сознание, воссоздают его, а также корректируют его.
  12. Совершенствование орудий, а также языка возможно лишь при условии, что люди умеют удерживать цель и творчески, привлекая все силы своего интеллекта, стремиться к ней, а также, при условии, что люди научились контролировать процесс приближения к цели.
  13. Таким образом, цели (цель - образ желаемого будущего) оказывались в процессе становления сознания всё более и более важными фактами психической жизни. Поэтому цели стали отражаться сознанием.
  14. Возникала деятельность - активность человека, регулируемая осознаваемой целью. Т.е. сознание и деятельность возникли одновременно.
  15. Отсюда принцип единства сознания и деятельности: сознание развивается и углубляется в процессе деятельности, а деятельность, в свою очередь, управляется сознанием (Сергей Леонидович Рубинштейн). Иначе говоря, сознание - идеальная сторона целеполагающей деятельности, деятельность - материальная сторона индивидуального сознания.
  16. Только что родившийся ребёнок не обладает человеческим сознанием. В первые недели после его рождения формируется психологическая диада мать-дитя. В этой диаде мать и дитя настолько тесно взаимодействуют (сотрудничают, содействуют) друг с другом, что, фактически, они становятся единым психическим образованием. (Место матери при необходимости может занять любой взрослый человек, и даже подросток, при условии, что он старательно, с душой общается с ребёнком.)
  17. В диаде мать-дитя ребёнок пользуется сознанием матери, как бы напрокат, при этом он учится разговаривать, действовать, общаться по-человечески, и, наконец, мыслить по-человечески.
  18. В возрасте примерно трёх лет ребёнок осваивает всё то, что можно и нужно освоить в рамках диады мать-дитя. А именно, ребёнок к этому времени уже понимает речь, умеет говорить, освоил логику предметного и орудийного мира. И тогда он освобождается из диады, что выражается в кризисе "Я сам".
  19. Можно сказать, что ребёнок, функционируя в диаде мать-дитя, как бы заражается от матери человеческим сознанием.
  20. После кризиса "Я сам" ребёнок обладает самостоятельным человеческим сознанием, готовым к дальнейшему развитию. Это значит, что ребёнок стал субъектом - распорядителем своих физических, психических и духовных сил.
  21. Дальнейшее развитие психики человека - формирование зрелой личности, а затем и индивидуальности, происходит при направляющем участии сознания. К началу школьного возраста у детей уже есть самосознание. Наконец, в младшем школьном возрасте начинает формироваться высший уровень сознания, свойственный лишь человеку - рефлексивное сознание.
  22. На протяжении становления человеческой психики имела место следующая тенденция: психика людей в результате их активности видоизменялась, подчинялась логике объективного (предметного и орудийного) мира, в результате возникло сознание. Но чем дальше, тем сильнее выражена обратная тенденция: коллективная сознательная деятельность людей преобразует мир, в котором живут люди.
  23. Итак, в понятии "сознание" сплелись в тугой узел все важнейшие понятия психологии: отражение, деятельность, общение, речь, субъект, личность, индивидуальность, самосознание, рефлексивное сознание и т.п.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.