Опорные слова к вопросу №29 — здесь

 

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более об­ширного философского понятия апперцепции, разработка которого была на­чата Лейбницем и Кантом. В общих чертах, понятие «апперцепция» выража­ет зависимость восприятия действительности от прошлого опыта, общего со­держания психической деятельности человека и его индивидуальных способ­ностей.

В. Вундт, видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осозна­ние содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так наз. «творческий синтез»).

Т. Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов (моторная теория внимания).

Русский психолог кон­ца XIX столетия Николай Николаевич Ланге соотносил внимание с волевыми процессами лич­ности и разработал теорию «волевого внимания». В рефлексологии функция внимания связывалась, а нередко и отождествлялась с ориентировочным рефлексом (шире - с ориентировочно-исследовательской деятельно­стью).

Дмитрий Николаевич Узнадзе определял внимание как акт объективации, посред­ством которого в случае затруднений или сбоя текущей деятельности слабое звено импульсивного поведения переводится в сознание, становясь предме­том познавательной активности субъекта.

Н.Ф. Добрынин, определяя внима­ние, акцентировал аспект психологической «значимости»: внимание - это на­правленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для индивида устойчивую или ситуативную значимость. При таком понимании выявляется связь процессов внимания с эмоциями, потреб­ностями и интересами личности, со всей сферой ее направленности.

Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии. В рамках этого направ­ления внимание трактовалось как сложный, иерархически организованный и многоуровневый процесс отбора (фильтрации) текущей информа­ции (модель множественной селекции М. Эрдели), как умственное уси­лие, обеспечивающее оптимальное распределение интрапсихических ресур­сов (Д. Канеман), как перцептивное действие (У. Найссер).

У. Найссер ввел в психологию понятие «предвнимание» и выделил два этапа процесса пе­реработки сенсорной информации: на первом этапе происходит пассивная предвнимательная переработка без активного включения сознания; на вто­ром - внимательная или фокальная, обеспечивающая активное конструи­рование образа.

В большинстве современных психологических теорий вни­мания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальны­ми задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приори­тетности стоящих перед субъектом задач.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.