Опорные слова к вопросу №29 — здесь
Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства:
- избирательность (заключается в настройке на восприятие значимой информации),
- объем,
- распределение (на несколько объектов одновременно),
- концентрация (степень сосредоточения на объекте),
- устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),
- переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),
- активность (степень включенности сознания и воли субъекта в процесс внимания).
Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведены уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психолог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно записывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни одна из операций не замедлялась.
Позднее в 1895 году французским психологом Б. Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.
Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне постепенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который первым отвлечет на себя внимание испытуемого.
Как показывают данные психофизиологических экспериментов, переключение внимания, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность / инертность.
Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5, редко 6 (по другим данным - 7±2) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 - у младших школьников.
Добавить комментарий