Опорные слова к вопросу №29 — здесь


К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.

  • Непроизвольное внимание, генетически ис­ходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представ­ленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта - силой воздействия, новизной и пр.
  • Произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловлен­ное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специ­фически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности.
  • Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целя­ми и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновид­ность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятель­ности, и обеспечивает его высокую продуктивность.

Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.

В зависимости от локализации объекта внимания различают внима­ние

  • внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего ми­ра, и
  • внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Переме­щение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие про­цессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс.

Другой вариант классификации - подразделение внимания на сен­сорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внима­ние), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процес­сы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

В истории психологии одна из наиболее ранних попыток классификации всего многообразия феноменов и проявлений внимания была предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновид­ности:

  • чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),
  • непо­средственное (когда объект интересен сам по себе) и производное, опосредо­ванное,
  • непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и произволь­ное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно, данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.

В исследованиях внимания основной научной проблемой следует при­знать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать опре­деленные границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии доминировал феноменологический критерий: вниманию соответ­ствовала сфера ясного сознания (или «актуального сознания» в противопо­ложность «фоновому»). Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что попадает в поле внимания. Позднее фено­менологический критерий был дополнен критерием продуктивности (внима­ние повышает общую продуктивность деятельности) и мнемическим критери­ем (запоминается то, что входит в поле внимания), а объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации внешних (физиоло­гических и поведенческих) его проявлений.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.