Опорные слова к вопросу №34 — здесь
В зависимости от выполняемых функций, структуры, степени активности и общей направленности выделяются различные виды речевой деятельности.
Речь бывает
- активной, спонтанно конструируемой, и
- реактивной - представляющей цепочку динамических речевых стереотипов.
Реактивная речь определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту высказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседника, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индивида здесь минимизирована, тогда как активная речь охватывает все многообразие индивидуального словесного творчества и самовыражения.
Принято разделять
- монологическую речь (без непосредственной обратной связи от адресата),
- диалогическую.
В первом случае субъект высказывания самостоятельно определяет объем, содержание и структуру речи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуальными особенностями.
Во втором случае говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изменять его тему и направленность на основе обратной связи. Диалогическая речь структурируется согласно законам межличностной/интерперсональной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечиваются за счет постоянной смены «коммуникативных ролей» говорящего и слушающего (порождающего и воспринимающего высказывание).
Отметим, что указанное разделение в некотором смысле условно, если принять во внимание концепцию, согласно которой диалог - это не только определенная структура речевого общения, но выражение самой сущности речи, ее основной психологической и культурной функции. По М. Бахтину, любая форма речевой активности, от междометия до многостраничного романа, диалогична по своей природе, т.е. является высказыванием, адресованным Другому и ориентированным на Другого (не важно присутствующего в конкретной ситуации общения, потенциального или идеального).
В изначальной и принципиальной диалогичности любого высказывания и речи в целом отражается общая диалогическая структура любого культурного пространства, в котором происходит становление и самовыражение cубъекта. Диалог связывает не только конкретных индивидов, но также различные культурные сообщества и исторические эпохи. Таким образом, человеческая культура как таковая есть диалог, а речь (и внутренняя, и внешняя) - частный случай этого диалога. Речь всегда предполагает явное или неявное «присутствие» Другого как реального или идеального адресата высказывания (собеседник, читатель) или как альтернативной позиции, точки зрения, системы взглядов; также психика и культура определяют себя в диалогическом отношении к «иному».
Добавить комментарий