Опорные слова к вопросу №36 — здесь

 

Для понимания природы и сущности способностей является принципи­альным вопрос: относятся ли способности к врожденным характеристикам человека или формируются прижизненно?

В концепциях, подчеркивающих значение наследственности, приводятся следующие аргументы:

  • врожденность способностей подтверждается их ранним проявлением в развитии ребенка, иногда в виде сверходаренности (у Моцарта - уже в возрасте 3-х лет);
  • другое доказательство - повторе­ние идентичных способностей у потомков выдающихся личностей и образо­вание целых династий одаренных людей (например, несколько поколений Бахов);
  • данные, полученные с применением психогенетического (близне­цового) метода, позволили установить высокие показатели корреляции в па­рах монозиготных близнецов;
  • исследования на животных по методу ис­кусственной селекции свидетельствуют о возможности накопления генетиче­ской предрасположенности к успешному обучению.

Однако наряду с акцентированием генотипических предпосылок, необ­ходимо признать огромное значение факторов социокультурного окруже­ния личности, ее воспитания и обучения, что также подтверждается рядом фактов:

  • результатами деятельности выдающихся педагогов, сумевших сформировать большие группы учеников, которые в силу их численности и уровня развития способностей невозможно объяснить с точки зрения за­конов статистики случайным подбором наследственно предрасположенных индивидов;
  • фактами массового развития некоторых специальных способ­ностей в условиях конкретных культур (например, сравнительными кросс-культурными данными, показывающими, что звуковысотный слух развит у вьетнамцев в большей степени, чем у представителей европейских нацио­нальностей);
  • другими результатами экспериментов по искусственной се­лекции, доказывающими, что выращивание отобранных поколений интел­лектуально развитых крыс в обедненной впечатлениями среде приводит к значительному снижению их способности к успешному научению по срав­нению с менее интеллектуальными крысами, развивавшимися в условиях обогащенной среды.

Можно констатировать, таким образом, что оба полярных варианта от­вета на вопрос о происхождении способностей являются некорректными. Разрешением дилеммы «наследственность - среда» явилась концепция, со­гласно которой любая способность возникает на основе определенных при­родных предпосылок - задатков, однако характер проявления этих задат­ков в конкретной деятельности зависит от условий индивидуального разви­тия и факторов среды.

Итак, задатки - природные предпосылки способностей.


Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.