Специалисту-химику это сочинение

представляет неисчерпаемый запас

интереса и новизны.

Важные мысли, щедрою рукою

рассыпанные по всему сочинению,

без сомнения, вызовут не одно

исследование.

Николай Меншуткин

 

Перемещение на университетскую кафедру химии заставило Менделеева больше внимания уделить вопросам педагогики.

В то время его бывший учитель профессор Воскресенский стал ректором, а Дмитрий Иванович читал неорганическую химию вместо него. Но в итоге уже нескольких лекций он убедился, что исчерпывающую литературу по своей дисциплине он студентам дать не может. Существовавшие учебники и пособия не давали возможности окинуть взглядом сложившееся в химии положение дел, данные их устарели и не могли удовлетворить всевозрастающий интерес читателей к этой науке. Притом авторы учебников подавали основы науки по-разному.

Между тем друзья Менделеева — Флоринский, Бородин и другие — неоднократно просили его начать создание фундаментального учебника по общей химии.

В 1867 году, уступая этим просьбам, Дмитрий Иванович приступил к написанию такого учебника. Работа над ним велась параллельно с чтением лекций.

Весной была закончена работа над первым выпуском книги. А всего она была задумана из двух частей, по два выпуска в каждой. В июне в Боблово пришла корректура первого выпуска, после чего он вышел в свет. Продажа его шла хорошо, просто и ясно изложенный материал привлек внимание как специалистов, так и людей, не занимавшихся химией.

В создававшемся учебнике Менделееву требовалось описать 63 известных к тому времени химических элемента. Естественно, что требовалось обдумать порядок, в котором следовало давать выкладки по каждому из них. Дмитрий Иванович готовил план каждого выпуска. Первый начинался общими вопросами и продолжался материалами о первых элементах — водороде, кислороде, азоте.

Летом Дмитрий Иванович, находясь в Боблово, составил план следующего выпуска. В него должно было входить продолжение материалов об азоте и описание углерода, чем заканчивалось рассмотрение органогенов — элементов, необходимых для жизни на земле. Далее должны были войти описания четырех галоидов (галогенов) — хлора, фтора, брома и йода, а вслед за ними — пяти щелочных металлов — натрия, лития, калия, рубидия и цезия. Таким образом, первая часть учебника должна была содержать тринадцать элементов. Но вскоре Менделеев перестроил план и, уже готовя второй выпуск, отказался от мысли давать в нем щелочные металлы. Он решил начать ими вторую часть, то есть третий выпуск книги. Это сыграло значительную роль в истории будущего великого открытия.

Над вторым выпуском Менделеев работал в течение лета 1868 года в Боблово. Приехав в сентябре в Петербург, ученый продолжил работу над «Основами химии». Это время совпало со знаменательным событием в жизни русской науки. После многих усилий Менделеева и его друзей-химиков 6 ноября 1868 года осуществилась мечта последних лет — Дмитрий Иванович председательствовал на первом заседании создаваемого Русского химического общества.

Забегая вперед, скажем, что деятельность нового ученого общества началась великим открытием, сделанным одним из его членов-учредителей — открытием закона периодичности элементов. Оно не было случайностью или простой удачей — к этому моменту Менделеев шел более десяти лет. Весь период написания «Основ химии» был, по существу, завершающим этапом в открытии великого закона природы.

Закончить работу над вторым выпуском «Основ химии» удалось к концу 1868 года, ученый взялся за написание второй части книги. К середине февраля он закончил две главы нового выпуска, а третью главу написал вчерне. Эти главы он посвятил щелочным металлам и теплоемкости. Здесь он остановился в раздумье...

В дальнейшем написание «Основ химии» продолжалось уже как создание методического руководства к уяснению химической науки с позиций открытого закона.

При жизни Дмитрия Ивановича вышло восемь изданий этой поистине великой книги.

Каждое издание, энциклопедически излагавшее основы науки, обязательно включало в себя новейшие сведения и достижения химической науки.

Содержание «Основ химии» по простоте и ясности изложения было доступно и понятно не только студенту, но и гимназисту, и человеку средней руки, из любознательности взявшему в руки учебник.

— «Основы» — любимое дитя мое, — сказал Дмитрий Иванович однажды. — В них — мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.