Вы здесь

Астрономическая обсерватория Казанского университета в прошлом и сейчас

 

В Казани, на всех зданиях Университетского городка, лежит отблеск имени Лобачевского; историки Казанского университета называют Лобачевского его «великим строителем»1; современники и авторы воспоминаний отмечают, что в университетских зданиях и учреждениях, устроенных Лобачевским, «везде был виден ум, обдуманность и даже роскошь»2. К числу этих зданий относится и обсерватория Казанского университета, так называемая «новая», сменившая ту крошечную постройку, которая действовала с самого основания университета, т. е. с 1805 г. Новая обсерватория была закончена постройкой в 1836 г. и начала действовать в 1838 г., т. е. на год раньше Пулковской.

В наши дни посетитель Казани, входя в это здание, сразу же испытывает изумление: обсерватория стоит во дворе, она выходит фасадом на улицу Чернышевского3; но ось здания, перпендикулярная к этой улице, не совпадает с меридианом места, а наклонена к нему приблизительно на 45°; поэтому основные меридианные инструменты — в меридиане и в первом вертикале — поставлены не по оси здания, как везде, а как-то совершенно необычно, в прорезях, под углом 45° к главному входу и вестибюлю (рис. 1)4.

— Кто это придумал такую хитроумную и единственную в мире планировку здания? — спрашивает посетитель. Ему отвечают: «Это Лобачевский»5.

— Разве Лобачевскому, — спрашивает опять посетитель, — были так близки и понятны интересы астрономии, что он взял на себя расстановку основных меридианных инструментов?

И ему снова отвечают: «Конечно. Он и лекции читал по астрономии и временами заведовал старой обсерваторией; он наблюдал знаменитую комету 1811 г. и комету Энке в 1832 г.; он ездил из Казани в Пензу, вместе со своим учеником Ляпуновым, наблюдать полное солнечное затмение 7/VII 1842 г.»6

И тогда посетитель Казани, — если он когда-либо вникал в сочинения Лобачевского, — начинает припоминать что в одном очень ответственном месте его первой и основоположной работы 1829 г. «О началах геометрии» действительно говорится и о расстояниях неподвижных звезд и о бесконечной Вселенной.

Из этих казанских впечатлений и из этих воспоминаний составилось настоящее мое сообщение.

===

Фотографии обсерватории:

 

XIX век:

 

 

Начало XX века:

 

 

Далее все фотографии из нашего времени.

Вход в здание обсерватории со стороны улицы Кремлёвской (Чернышевского):

 

 

Вид обсерватории со стороны Астрономической улицы:

 

 

Фотография обсерватории, грубо говоря, со стороны Профсоюзной улицы, а точнее, с южной стороны:

 

 

Фотография обсерватории, сделанная с 13 этажа высотного корпуса Физического факультета Казанского университета (оно возвышается на предыдущей фотографии)

 

  • 1. И. П. Загоскин. История Казанского университета, т. IV, стр. 437. Казань, 1906.
  • 2. Л. Б. Модзалевский. Материалы для биографии Н. И. Лобачевского. Изд.-во АН СССР, 1948. Воспоминания Н. П. Вагнера, стр. 643. Вся дальнейшая документация первой части нашей работы, поскольку ею затрагивается биография Лобачевского, основана на этой замечательной книге, автор которой трагически погиб 26 июня 1948 г. в полном расцвете сил, в возрасте 46 лет (см. Некролог в «Вестнике АН СССР», 1948, № 12).
  • 3. Ныне Кремлёвская. — Прим. админа.
  • 4. До того, как улицу Профсоюзную напротив университетского комплекса застроили аляповатыми зданиями, и до того, как территорию университета огородили забором, здание обсерватории выглядело очень эффектно, возвышаясь на холме, идеально вписываясь в рельеф местности. — Прим. админа.
  • 5. Так, по крайней мере, говорили автору настоящей работы профессора Казанского университета во время его пребывания в Казани (1942 — 1944). Нужно заметить, что в статье И. М. Симонова (упоминаемого ниже профессора астрономии во времена Лобачевского) «Описание обсерватории Казанского университета» (Журн. Мин. нар. просв., 1838, т. VII, стр. 1 — 22) не содержится прямых указаний на то, что описанный нами план постройки обсерватории исходил от самого Лобачевского. Все же Симонов отмечает, что надзор за проведением всех строительных работ принадлежал строительному комитету, состоявшему при университете под председательством ректора — Н. И. Лобачевского. К статье Симонова приложен план первого этажа и общий вид обсерватории со стороны террасы. Этот общий вид воспроизведен во втором издании книги В. Ф. Кагана «Лобачевский» (1948), стр. 280; те прорези, о которых говорится в нашем тексте, хорошо видны на этой иллюстрации. (Здание обсерватории, уничтоженное пожаром 1842 г., было вновь отстроено Лобачевским.) Схема устройства первого этажа будет ясна читателю из рисунка 1.
  • 6. Л. Б. Модзалевский, ук. соч., стр. 49, 99, 470, 463 — 479.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.