Семья у Менделеевых была многочисленная — восемь детей. Всего в семье родилось четырнадцать детей, но шестеро умерли в разные годы. Две старшие сестры были замужем. Екатерина жила в Омске, Ольга — в Ялуторовске. А в те дни июля и августа 1841 года, о которых мы начали рассказ, в Аремзянском проводили лето двадцатилетняя Поля, восемнадцатилетняя Лизанька, семнадцатилетний Ваня, тринадцатилетняя Машенька и, конечно, Паша и Митя.

Иван Павлович Менделеев родился в Тверской губернии. Окончив Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге, он был направлен на службу в Казанский учебный округ, где его назначили учителем в Сибирь, в Тобольскую гимназию. Такого учреждения в Тобольске еще не было: Ивану Павловичу довелось участвовать в преобразовании народного училища в гимназию.

Позднее, в 1818 году, за успешную службу Иван Павлович был назначен директором училищ в Тамбове, затем в Саратове. Однако за несоблюдение религиозных обрядов его наказали; назначили к новому переводу в город Пензу. Хлопотами Марии Дмитриевны удалось добиться обмена с тогдашним директором Тобольской гимназии, желавшим переехать поближе к столице. Так семья Менделеевых опять оказалась за Уральским хребтом, в Тобольске, родном для матери семейства Марии Дмитриевны Менделеевой.

С ноября 1827 года Иван Павлович стал директором той самой гимназии, где он начинал свою педагогическую деятельность и где пришлось учиться всем его сыновьям...

Мать Мити Менделеева Мария Дмитриевна происходила из старинной тобольской купеческой семьи Корнильевых.

Корнильевы слыли в Сибири людьми просвещенными и предприимчивыми. С их помощью здесь развивались судоходство, промышленность, культура и образование.

Дед Марии Дмитриевны — Василий Яковлевич вместе со своими братьями отличался неутомимой хозяйственной и общественной деятельностью. Торговец и промышленник, он прославился тем, что, преодолев большие препятствия со стороны царских чиновников-бюрократов, одновременно с Франклином в Америке основал в Сибири первую типографию. Ему же принадлежала и первая в Сибири бумажная фабрика, и основанная им в Аремзянском стеклянная мануфактура. Он издавал первые в Сибири книги и журналы, среди которых стал известен в России журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену».

В доме Корнильевых издавна сложилась прекрасная библиотека из книг, присланных из Петербурга и Москвы и изданных в Тобольске.

Отец Марии Дмитриевны — Дмитрий Васильевич, болезненный человек, не смог продолжать промышленные дела так же успешно, как его отец, поэтому переписался из купцов в мещане и стал мелким чиновником. Близко подружившись с сосланным в Сибирь поэтом и журналистом Панкратием Сумароковым, родственником знаменитого русского поэта, Дмитрий Васильевич продолжал просветительскую и издательскую деятельность отца. Он рано умер, оставив детей, — Марию Дмитриевну и Василия Дмитриевича.

Брату Мария Дмитриевна помогла окончить гимназию. Одновременно на домашних уроках она вместе с ним приобретала знания гимназического курса: женских училищ в Тобольске не было. Но и это позволило ей стать образованной женщиной, каких мало можно было встретить в городе. Выйдя замуж за учителя Менделеева, она стала его верней помощницей, матерью большой и шумной семьи.

27 января (8 февраля) 1834 года у Менделеевых, в квартире при Тобольской гимназии, родился четырнадцатый ребенок — Митя. Рождение его принесло в дом радость. Но эта радость последовала почти одновременно с бедой.

Отец Иван Павлович Менделеев из-за болезни глаз ослеп. Ему пришлось в тот же год уйти с должности директора гимназии. Жить всей семьей пришлось на очень скромную пенсию. Это означало голодное существование всей семьи, болезни, лишения.

Как тут быть? Энергично взялась за спасение семьи Мария Дмитриевна. Она взялась управлять маленьким стеклянным заводом в Аремзянском — его называли в семье стеклянной фабрикой. Фабрика по наследству перешла во владение Василию Дмитриевичу Корнильеву. Живший в Москве Корнильев прислал Марии Дмитриевне доверенность на управление, рассчитывая, что она и фабрику сохранит, и сама получит некоторые средства для поддержания семьи.

Мария Дмитриевна, несмотря на отсутствие опыта, трудолюбиво взялась за дело и даже увеличила производство посуды в Аремзянском. У нее даже набралось средств, чтобы в 1837 году отправить Ивана Павловича в сопровождении старшей дочери Кати на лечение в Москву, к Василию Дмитриевичу. Московский профессор Броссе сделал тобольскому учителю сложную операцию на глазах, и Иван Павлович снова стал видеть. Возвратившись в Тобольск, он не смог устроиться на службу, поэтому стал помогать Марии Дмитриевне в ведении домашних и фабричных дел, в воспитании детей.

Жить в Тобольске не было возможности: денег не хватало. Пришлось всей семьей переехать в село Аремзянское. Здесь, рядом с фабрикой, Мария Дмитриевна завела пашню, огород, молочное хозяйство, домашнюю птицу, мелкий скот. Теперь можно было не бояться за пропитание детей.

Но жизнь и здесь оставалась невероятно трудной. На Марию Дмитриевну свалилось и управление фабрикой, и ведение всего большого домашнего хозяйства. На ходу пришлось приобретать опыт в управлении стекольный производством. Ведь это один из сложнейших по тому времени промыслов. Работали на фабрике полукрепостные крестьяне, взятые в аренду. За них платили арендную плату, а самим работникам плата не полагалась. Но Мария Дмитриевна, с душой относившаяся к простому народу, стала выдавать заработную плату и крестьянам, работникам фабрики. За это семью Менделеевых очень любили, отзываясь на добро хорошей работой.

Беды и трудности подстерегали фабрику с другой стороны: купцы, с которыми приходилось вести торговые расчеты, то и дело обманывали Марию Дмитриевну при покупке ею материалов для стекольного производства и при продаже готовых изделий. То и дело пробовали переманить лучших вольнонаемных мастеров-стекловаров на другие фабрики.

Но все готова была вынести мужественная и умная женщина, лишь бы прокормить свою семью. И хранила она в душе заветную мечту — чтобы все дети ее выросли умными, честными, образованными людьми. Поэтому, набравшись решительности и храбрости, она в 1839 году перевезла семью и домашнее хозяйство из Аремзяпского обратно в Тобольск, чтобы посвятить жизнь воспитанию детей. С того времени фабрикой ведали приказчики, чаще всего вороватые и нечестные, а Мария Дмитриевна с семьей приезжала в Аремзянское лишь на летние месяцы.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.