Вы здесь

Дебют хориста Шаляпина. Автор Виталий Вольфович

 

Среди представителей отечественной культуры есть имена, упоминание которых, пусть самое казалось бы незначительное, сразу же привлекает к себе внимание. Это о них А. Н. Толстой сказал: «У великих людей не две даты их бытия в истории — рождение и смерть, а только одна дата: их рождение». Именно к таким относится и Федор Иванович Шаляпин.

Творчество Шаляпина связано с крупнейшими горо­дами России. С его искусством знакомились во многих странах: с гастролями он объездил весь мир. Одна из многочисленных страниц жизни певца связана с Уралом.

Впервые на Урал Шаляпин приехал в 1890 году в составе труппы антрепренера С. Я. Семенова-Самарского в качестве хориста русской комической оперы и оперетты.

 

Певцу в ту пору исполнилось всего семнадцать лет, и первый в жизни театральный контракт для него казался манной небесной: 15 рублей в месяц жалованья, из кото­рых 14 уходило на оплату жилья.

Впоследствии Семенов-Самарский вспоминал «Перед началом сезона я поехал в Казань со специальной целью набрать хор. И вот, когда весь хор у меня уже был собран, в один прекрасный день утром кто-то постучал в мою дверь в Волжско-Камских номерах. Вошел молодой человек, застенчивый, неуклюжий, длинный. Очень плохо одетый, чуть ли ни на босу ногу сапоги, в калошах. Хор у меня уже был сформирован... Но Шаляпин произвел на меня удивительное впечатление своею искренностью и необыкновенным желанием, прямо горением, быть на сцене. «На самых скромных условиях, лишь бы только прожить»,— говорил он... Казалось, что в ту минуту не было на свете человека счастливее Шаляпина».

Это действительно так. В своих воспоминаниях Фе­дор Иванович писал: «Чувствовал я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе и куда ехал! Служить великому искусству...»

Однако первые радости чуть было не оказались и последними. Уже в Уфе выяснилось, что хор необходимо сократить, а поскольку самым молодым оказался Шаля­пин, то поступило предложение рассчитать именно его. Как знать, что бы стало с певцом в будущем, случись такое. Ведь однажды ему уже было отказано. Но в Уфе за юношу вступился хормейстер труппы.

На Урале состоялся артистический дебют Шаляпина. 26 сентября 1890 года он впервые поет в спектакле «Пе­вец из Палермо» А. Замара на открытии сезона русской комической оперы и оперетты в Уфе. В дальнейшем пе­вец участвует во всех спектаклях труппы. Постепенно привыкает к театральной жизни. Позже он вспоминал: «Через месяц я уже мог стоять на сцене, как хотел. Ноги не тряслись, и на душе было спокойно. Мне уже начали давать маленькие роли в два-три слова». А в декабре Семенов-Самарский предложил Шаляпину выучить и спеть партию Стольника в опере М. Манюшко «Галь­ка». Причем, обстоятельства, в которые попал Шаляпин, оказались весьма необычными.

Артист, готовивший роль, не справился с ней и за два дня до генеральной репетиции объявил всем, что петь не будет. Это ставило труппу в сложное положение, так как спектакль уже значился в афише. Нужно было выручать театр. С такой просьбой и обратились к Шаля­пину. За два дня Федор Иванович выучил роль и 18 сен­тября 1980 года впервые спел сольную оперную партию. «Все время до спектакля я ходил по воздуху, вершка три над землей,— вспоминал Шаляпин,— а в день спек­такля начал гримироваться с пяти часов вечера... Голос у меня, к счастью, звучал свободно. Когда я кончил петь, раздались аплодисменты. Это изумило меня, и я подумал, что аплодируют не мне. Но дирижер шептал: «Кланяйся, черт! Кланяйся!» Тогда я начал усердно кланяться во все стороны».

Шаляпину стали поручать и другие роли: друга Рожера в комической опере Одрана «Граф Рожер де Линьон», Феррандо в опере Д. Верди «Трубардур», Бомбардини в оперетте Жене «Нанон», Бростелоне в комической опере К. Миллекера «Бедный Ионафан».

Произошел в это время с Шаляпиным и курьезный случай, который описал в своих воспоминаниях Н. Пеняев-Бекханов, работавший вместе с молодым исполнителем в Уфе.

В декабре 1890 года сюда приехал с концертами бродячий фокусник. Он снял театр на один вечер, а чтобы разнообразить свою программу, предложил хористам Семенова-Самарского принять участие в его вечере. Все отказались, но Шаляпин смело произнес: «А вот, я». Пеняев-Бекханов пишет далее: «После двух-трех номеров семейства фокусника, на сцене появился Шаляпин, на нем был мой пиджак, который я ему дал, видя, что его порыжелый пиджак для чтения (а Шаляпин должен был выступать именно как чтец. — В. В.) в «концертах», хотя бы и таких, не совсем удобен. Пиджак этот был так тесен и короток, что являл собою живое подобие тришкина кафтана, и вся фигура Шаляпина производила весьма комическое впечатление. Наконец, он начал читать стихотворение, но на середине его он вдруг остановился, помолчал и смущенно заявил: «Забыл», и, махнув на публику рукой, медленно и тяжелою поступью удалился за кулисы. Такой комический уход вызвал бурю аплодисментов, и Шаляпину пришлось бисировать. На «бис» он начал рассказывать известный Бурлаковский рассказ про «Ветлянскую чуму», но и тут неудача преследовала бедного чтеца. Как ни старался Шаляпин довести рассказ до конца, ему это не удавалось, и он несколько раз, не зная, как кончить, начинал снова. Вторично махнув безнадежно рукой, и с благодушной улыбкой удалился со сцены. Снова раздались аплодисменты и крики «бис». В заключение Шаляпин довольно удачно рассказал о том, «как генеральский петух ухаживал за капитанской курицей». Получив условленный «солидный куш» — 30 копеек!— Шаляпин повел присутствовавших хористов угощать на свой первый «гастрольный гонорар».

Несмотря на такой курьез, дела в труппе у Шаляпина шли хорошо, и не только получил прибавку в сумме пяти рублей в месяц к зарплате, но и предложение первого в своей жизни бенефиса, который состоялся 3 марта 1891 года. Певец исполнил роль Неизвестного в опере А., Верстовского «Аскольдова могила». «После бенефиса— вспоминал Шаляпин,— Семенов-Самарский принес мне в конверте 50 рублей — подарок от публики, да кто-то из публики мне подарил закрытые серебряные часы на стальной цепочке. Кроме тоге, от сбора, с «верхушек» мне очистилось рублей 30. Я стал богатым человеком. Никогда у меня не было такой кучи денег».

В этом же месяце Шаляпин едет с группой артистов труппы Семенова-Самарского в Златоуст, где предполагалось сыграть несколько отрывков из оперетт и дать концерт. Выступления артистов проходили в помещении арсенала Златоуста.

Уже по приезде на место вдруг выяснилось, что Семенов-Самарский забыл в Уфе волосы, и ему не из чего сделать синюю бороду (решено было поставить в Златоусте акт «Синей бороды» Ж. Оффенбаха). Выручил Шаляпин, отрезавший солидный клок своих собственных волос и выкрасивший их в синий цвет. Сам же стал готовиться выступать соло. Он знал уже арии Глинки «О поле, поле», «Чуют правду», «В старину живали деды» и романс Козлова «Когда б я знал».

Семенов-Самарский был очень тронут поступком Шаляпина и, как вспоминал впоследствии певец, обратился к нему: «В концерте нельзя выступать таким машинистом в кожаной куртке, да еще с неестественной плешью на голове. Возьмите мой фрак и завейте себе волосы». Я сделал все это. И вот в первый раз в жизни я стою перед публикой во фраке. Публика смотрит на меня очень весело. Я слышу довольно глумливые смешки. Я знаю, что фрак не по плечу мне и что я, вероятно, похож на журавля в жилете. Но все это не смутило меня. Я спел «Чуют правду». Меня наградили аплодисментами. Понравилась публике и ария Руслана, и романс Козлова. Я очень волновался, но пел хорошо».

Так в Златоусте состоялся дебют Шаляпина как камерного исполнителя.

Актеры вновь вернулись в Уфу, и певец продолжал участвовать в спектаклях труппы Семенова-Самарского. Под занавес сезона Шаляпин сыграл даже в драматической постановке. Труппа поставила «Ревизора» Гоголя, в котором Шаляпин выступал в роли Держиморды.

В этом скромном провинциальном театральном коллективе Шаляпин попал в среду людей, для которых искусство являлось не забавой, а смыслом всей жизни. Тут всегда царила истинно творческая обстановка, несмотря на то, что актеры были выходцами из самых различных слоев общества: из дворян и крестьян, столоначальников и чиновников, офицеров и ремесленников. Происхождением не кичились, авторитет же завоевывался музыкальной одаренностью, сценическим мастерством, отношением к работе.

Шаляпин писал впоследствии: «Труппа и хор жили дружно, работали отлично. Случалось, и нередко, что после спектакля мы оставались репетировать следующий до 4 и 5 часов утра. Дирекция покупала нам по бутылке пива на брата, хлеба, колбасы, и мы, закусив, распевали. Хорошо жилось!»

После окончания сезона Федор Иванович остался в Уфе. Местные любители музыки уговорили сделать это, обещая собрать необходимые средства и отправить его в Москву или Петербург серьезно обучаться пению. Шаляпин участвует в собраниях Уфимского общества любителей музыки, пения и драматического искусства. Здесь была поставлена третья картина первого акта оперы А. Рубинштейна «Демон», в которой Шаляпин исполнил роль Слуги.

Пока же певец работает в Уфимской губернской земской управе в качестве писца. Новая работа нестерпимо тяготит его, и только соблазн перспективы учиться удерживает Шаляпина, и он продолжает изо дня в день переписывать совершенно непонятные для него бумаги.

В Уфе он познакомился с актерами приезжей труппы Г. Деркача и получил приглашение работать в театре, но в последний момент отказался. Вскоре бросил и службу в земской управе. Рухнули надежды на благотворительность и на возможность учиться. Так ни с чем вернулся он домой в Казань к вконец обнищавшим родителям. Воспоминания той встречи с родным домом полны неутешной боли, даже отчаяния: «На дворе, грязном и тесном, играл мой братишка. Он провел меня в маленькую комнату, нищенски унылую. Было ясно, что родители живут в страшной бедности. А как я могу помочь им? Тяжело мне было. Тяжело чувствовать себя бессильным, неспособным помочь».

В Казани Шаляпин безуспешно пытается устроиться на работу в оперетту Любимова. Оставаться дома смысла не было, и вновь у Федора Ивановича начались скитания. Он едет в Самару и поступает хористом в труппу Деркача, знакомую ему по Уфе. Правда, пришлось принять условия более худшие, чем те, которые ему предлагались первый раз.

Выходец из социальных низов, Шаляпин делил судьбу большинства жестоко эксплуатируемых русских людей. Однако в борьбе за жизнь, вопреки окружающим условиям, зрел его талант, воля, ум, вбиравшие в себя силу народа, его вдохновение. Среди невежества, мещанского убожества Шаляпин сумел ощутить в себе животворную силу народной мудрости, понять пробуждающуюся в нем мощь творческой энергии.

С труппой Деркача певец вновь отправился на Урал в небольшой городок Оренбургской губернии Бузулук, где «по всем улицам ходили свиньи, куры, овцы».

В Бузулуке театр гастролировал недолго и вскоре переехал на телегах в Оренбург. Однако труппа Деркача особого внимания местных жителей не удостоилась. «Оренбургский листок» № 29 за 1891 год сообщал: «Такой большой труппы малороссов здесь еще не было. К сожалению, сборы по кассе очень слабы». В следующих номерах газеты читаем: «В труппе — свой оркестр, но все старания ее не увенчались успехом».

После таких малорадостных гастролей Шаляпин с театром направился в Уральск на празднование 300-летия Уральского войска. Но сначала коллектив дал спектакль в городе, оставившем в памяти певца весьма неприятное впечатление, как, впрочем, и сам театр. Шаляпин писал: «...город поразил меня обилием грязи и отсутствием растительности. Посредине городской площади стояло красное кирпичное здание — театр. В нем было неуютно, отвратительно пахло дохлыми крысами и стояла жара, как в бане. Мы сыграли в этом склепе для усопших крыс один спектакль».

31 января 1891 года Шаляпин выступает на юбилее Уральского войска. На открытой сцене для цесаревича и его приближенных хор театра пел около трех часов, за что хористы получили царский подарок — по два целковых на брата. Шаляпин в то время уже не просто пел в хоре, а солировал. Как он вспоминает потом: «Я уже тогда был запевалой и с великим увлечением выводил: «Куковала та сиза зозуля», «Ой, у лузи» и прочие славные песни южан».

Это было последнее выступление Ф. Шаляпина на Урале. Уже через несколько лет к нему пришла слава, которая в начале XX века стала всемирной.

Шаляпин не только пел на ведущих оперных сценах Москвы и Петербурга и других крупнейших городах мира, но и постоянно гастролировал по России. Всюду, где только появлялись афиши с его именем, огромные толпы людей осаждали кассы, стремясь попасть на концерт великого певца. На его выступлениях жаждали присутствовать даже те, кто вообще никогда не ходил на спектакли и концерты.

Шаляпину неизменно сопутствовал колоссальный успех и, что бы он ни спел, зрительный зал всегда награждал его взрывом аплодисментов. Его пение производило на публику поистине неотразимое впечатление.

Шаляпин вел интенсивную сценическую жизнь, много гастролировал, но Урал, как, впрочем, и Поволжье, навсегда остался в его сердце, ведь именно здесь начиналась его творческая юность.

 

© Виталий Вольфович

 

Виталий Вольфович — преподаватель Челябинского института культуры

 

Опубликовано в Уральском краеведческом сборнике «Рифей»,

Челябинск, Южноуральское книжное издательство, — 1989.

© 1989. Составитель А.П. Моисеев

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.