Судьба распорядилась чересчур несправедливо: после осени 1849 года, когда семья Менделеевых миновала Екатеринбург, любуясь на окрестные уральские леса, больше Дмитрию Ивановичу побывать в этом величественном крае не удавалось. Не раз и не два сговаривались с братом Павлом Ивановичем посетить родину и заодно Урал. Но опять появлялись какие-то обстоятельства, которые заставляли отменять столь милый сердцу маршрут...
А между тем в Уральский край и в Сибирь тянуло. Дмитрий Иванович, вступив в пожилой возраст, все более ощущал неполноту своей жизни без ближайшего знакомства с Уралом и без новой встречи с отчей землей. Ревниво следил за литературой, касающейся Пермской и Тобольской губерний, анализировал данные промышленности Урала и Сибири.
Еще в 1857 году, после окончания института, работая над рецензиями для «Журнала Министерства народного просвещения», заинтересовался вышедшим из печати вторым томом описания научной экспедиции по Северному Уралу, предпринятой русским путешественником и геологом Эрнстом Карловичем Гофманом в 1847, 1848 и 1850 годах. Прочитал — и словно сам прошел с ее участниками весь их трудный путь, проникся их заботами, увидел дикую красоту Уральского Севера, его каменного, животного и растительного царства. С увлечением писал для журнала рецензию, в задушевной беседе с читателем со вкусом, пространно описывал отдельные эпизоды экспедиции, подчеркивал ценность научных результатов. Постороннему глазу отчетливо видно: пишет рецензию человек, искренне, по-доброму завидующий членам экспедиции, от души желающий немедленно отправиться в подобное путешествие.
А в конце рецензии не удержался, написал целую хвалебную оду в прозе путешествиям как средству познания.
И вот наконец повезло: в начале 1899 года при подготовке ученой экспедиции министерства финансов на Урал выбор пал на Дмитрия Ивановича Менделеева. Да, только Менделеев мог возглавить важнейшую исследовательскую экспедицию, способную дать оценку экономическому состоянию Урала, наметить перспективы его развития.
Добавить комментарий