Россия... Огромнейшая страна! Как помочь ей стать могучей и великой, не зависящей от иностранных «благодетелей»?

— Есть много путей к тому, — словно говорил всеми своими трудами Менделеев. — И один из главных путей — овладение подземными сокровищами!..

Наибольшую заботу у Менделеева вызывала российская нефть. Интерес к ней возник в 1862 — 1863 годах, когда молодой приват-доцент взялся за литературно-издательскую работу. Российское нефтяное производство он стал изучать при составлении и издании выпусков «Технологической энциклопедии».

В 1863 году предприниматель Кокорев пригласил его для консультаций на свой нефтяной завод, поставив вопрос:

— Закрывать его или вкладывать средства, чтобы дело пошло прибыльно?

Менделеев выехал на Кавказ летом и пробыл до осени. Он посетил убыточный нефтезавод в Сураханах — местечке близ Баку. Проанализировал, в чем неудача завода.

Выпускался здесь керосин под названием «фотонафтиль». Поразила невероятно примитивная технология производства и способы перевозки нефтепродуктов. Керосин к потребителям везли на допотопных арбах, запряженных тощими лошаденками. Железной дорогой и водными путями пользовались лишь при перевозке на очень далекие расстояния.

Пришлось дать владельцу завода несколько советов, как по экономике ведения нефтяного дела, так и по технологии. Менделеев посоветовал Кокореву построить короткие нефтепроводы от нефтяных колодцев к заводу, затем керосинопровод от завода к морской пристани. Он советовал также перевозить нефть в Центральную Россию по Волге с помощью нефтеналивных танкеров.

С той поры Менделеев много раз ездил в этот важнейший нефтяной район России. Он окончательно, на много десятилетий, взял в свои руки это жизненно важное для его Родины дело.

Нефть в России впервые стала добываться в середине восемнадцатого века, в северных лесах на реке Ухте. Потом добыча прекратилась и возникла заново лишь в 1823 году на Северном Кавказе, в Моздокской степи. И тогда же появилось первое нефтеперегонное производство...

Грустно было смотреть Менделееву на убогую технику добычи, перевозки и переработки нефти, которая существовала в России. Добывали нефть из колодцев, черпая кожаными ведрами — бурдюками. Перевозили нефть, привязывая снизу к арбе между колесами деревянную бочку. Могло ли нефтяное дело расширяться, развиваясь такими темпами?

В 1866 году Менделеев в Петербурге прочитал публичную лекцию, где определенно заявил:

— Будущее российской нефти — в создании нефтепроводов, в строительстве нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России, в отмене частных откупов на добычу нефти!

Возвратившись в 1867 году с Парижской всемирной выставки, Дмитрий Иванович публикует о ней объемный отчет. Он анализирует состояние промышленности в главных странах, сравнивает с данными России. Критикует, дает советы, предлагает решения. Дает анализ «производства керосина, парафина и других осветительных материалов минерального происхождения». Отчет в России читают с большим интересом. С этого времени и в нефтяном деле к мнению Менделеева прислушиваются во всей стране.

По предложению Менделеева частные откупы на производство нефти отменили. Но царское правительство, боясь потерять доходы, ввело на добычу нефти так называемый акцизный налог. И снова Менделеев начал борьбу за отмену акциза, за то, чтобы убрать все преграды на пути развития российской нефтяной промышленности. Борьбу против бюрократизма и невежества.

Чем были вредны частные откупы, отмененные с помощью Менделеева? Да тем, что владелец-откупщик, например, такой нефтяной спрут, как семейство Нобелей, подминал под себя сразу и добычу нефти, и перегонку ее на керосин и тяжелые масла, и сбыт их населению. В любой момент он мог удерживать такие цены, какие ему заблагорассудится, не заботясь о насущных нуждах всей России. С отменой откупов появилась возможность строить нефтеперерабатывающие заводы в Центральной России. Возникли заводы в Балахне близ Нижнего Новгорода, в Константиновском под Ярославлем, в Кускове под Москвой. Все эти заводы строились и работали, используя консультации Менделеева.

Дмитрий Иванович много занимается исследованием нефти и нефтепродуктов. Он всюду и всем доказывает, что выгоднее производить собственные российские керосин и смазочные масла, чем привозить дорогостоящие нефтепродукты из Америки — с другого конца света. Вроде бы и ясная задача, да дело сдвигалось медленно.

В 1876 году, после обширных исследований американской нефти во время поездки за океан, Менделеев издал объемный труд «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвания и на Кавказе». Эта работа развеяла легенду об исключительности качества и положения американской нефти. Истинные патриоты России восприняли книгу Менделеева с одобрением: в ней ощущалась сыновняя забота ученого о российском народе, о богатстве Отечества, о лучших условиях для производства нефти в стране.

В России знали о запасах нефти на Кавказе и Севере в районе реки Ухты. Дальнейшие поиски нефти нельзя было вести без теоретических исследований. В 1877 году на заседании Русского физико-химического общества Дмитрий Иванович выступает с интересной гипотезой о происхождении нефти. Это была остроумная идея о минеральном происхождении нефти вследствие взаимодействия веществ в глубинах земли и разделения их по удельному весу. Она вызвала много критики, но на протяжении десятилетий служила рабочей гипотезой для всех подобных исследований нефти и заставила ученых активно заниматься проблемой происхождения этого удивительного ископаемого...

В 1881 году, возвратясь из-за границы, Менделеев вместе с женой приезжает на только что построенный нефтеперегонный завод в селе Константиновском под Ярославлем. Еще заранее Дмитрий Иванович дал согласие промышленнику Виктору Рагозину, который приглашал его на свой завод, чтобы ученый смог испытать здесь свой способ перегонки нефти и производства вазелина (себонафта) и других минеральных масел.

На заводе Рагозина Дмитрий Иванович много работал в лаборатории и давал советы по установке оборудования и изготовлению первой продукции.

С помощью его трудов вскоре Россия получила первые смазочные масла. Через некоторое время Россия стала снабжать смазочными маслами Западную Европу и даже Америку...

В России применение смазочных масел из нефти постепенно вытеснило смазочные материалы из животных и растительных жиров. Улучшение смазки сильно сказалось на транспорте и в промышленности: новая смазка позволяла экономить каменный уголь на паровозах и локомобилях, увеличила скорость на железных дорогах и водных путях, позволила дольше работать различным машинам без ремонта.

А Дмитрий Иванович, возвращаясь из командировок, привозил в Боблово нефтепродукты и в первую очередь отдавал на проверку здешним крестьянам: на освещение изб, на смазку колес и другие хозяйственные нужды... Крестьяне охотно пользовались ими.

Труды Менделеева в области нефти сыграли огромную роль в развитии промышленности России.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.