Вы здесь

От индивида к субъекту (Пять уровней бытия человека IV)

 

Назад    Вперёд

Мы уже знаем, что

  • новорождённый ребёнок как инопланетянин, потому что, родившись, он вдруг оказывается в совершенно новом для него мире,
  •  в первые недели после рождения формируется диада мать-дитя, в результате устанавливается живое человеческое общение матери и ребёнка, взаимное со-действие и сотрудничество, в ходе которого мать наделяет ребёнка человеческим сознанием.

А теперь обо всём этом подробнее.

 

 

Обнаружение предметности мира.

Бытует мнение, что новорождённый видит все предметы перевёрнутыми, потому что хрусталик — это собирающая линза, создающая на сетчатке глаза перевёрнутое изображение.

Это неправильно, потому что зрение не является исключительно физическим процессом. Человек, согласно психологии, видит не глазами, которые являются всего лишь оптическими системами, а мозгом.

У новорождённого ребёнка, говоря словами Дерсу Узала, «глаза есть, а видеть нету» (В. Арсеньев, «Дерсу Узала»). Зрение у ребёнка лишь слегка хуже, чем у взрослого человека с нормальным зрением, но не это главное.

Оказывается, младенец пока ещё не умеет зрительно воспринимать окружающий мир, не в состоянии выстраивать правильную зрительную картину.

А теперь аналогия. Известны случаи, когда взрослому человеку, слепому от рождения, возвращали зрение. И тогда он видел свет, тени, но зрительная картина у него не складывалась. И лишь постепенно, по мере того, как человек набирался опыта видения, он учился зрительно воспринимать окружающий мир.

У младенца ещё нет опыта восприятия зрительной информации. Случается, что младенец сучит ручками и ножками перед своими глазами и пугается, плачет. Не сразу до него доходит, что именно он сам является причиной беспокойства.

А теперь представим следующую картину. В поле зрения младенца висит погремушка. Висит и висит, ну и пусть висит. Ребёнка она не интересует.

Мать привлекает внимание ребёнка к игрушке, учит ребёнка брать погремушку в руки, трясти, чтобы услышать звуки, бросать на пол и т.п. Ребёнок и сам что-то умеет, например, тянет погремушку в рот…

В результате у ребёнка формируется целостный образ погремушки, включающий в себя зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения.

Вот так, постепенно у младенца формируются целостные образы одного, другого, третьего предмета. И в возрасте примерно 11 месяцев в восприятии ребёнком окружающего мира происходит революция: он обнаруживает, что мир не просто хаос каких-то ощущений, оказывается, что мир состоит из предметов.

Этот факт нам, взрослым людям, кажется очевидным, самим собой разумеющимся. А на самом деле восприятие предметов очень сложный процесс.

Возьмите какой-нибудь предмет, например,  книгу. Она представляется уникальным, но вполне определённым предметом при разном освещении, при разной ориентации в пространстве, на фоне всевозможных других предметов и независимо от того открыта она или закрыта… Такое свойство называется константностью восприятия.

Кроме того эта книга представлена для нас не сама по себе, она органично включена в окружающий мир; так проявляется свойство, называемое предметностью восприятия.

Далее, в зависимости от наших потребностей, установок, предпочтений, мы можем сразу обратить на книгу внимание, или можем на неё смотреть и в упор не видеть. Такое свойство называется избирательностью восприятия.

Эти и многие другие свойства восприятия не являются врождёнными, они формируются в процессе живого человеческого общения.

Познание устройства предметного мира.

В возрасте около года ребёнок, во-первых, обнаружил, что мир состоит из предметов, во-вторых, он уже умеет не только ползать, но и ходить. Поэтому перед ним открываются широкие возможности в изучении предметного мира.

В это время ребёнок не сидит на месте, он всегда что-то делает,  всегда в движении. Ребёнок учится манипулировать сначала реальными предметами, а затем, по мере накопления опыта, образами предметов во внутреннем, психическом мире.

И здесь тоже важна помощь взрослых людей. Мало дать ребёнку кучу игрушек, нужно его учить играть с игрушками. Нужно показать ребёнку, как нянчить куклу, как «ездить» на игрушечном автомобиле и т.п.

Наконец, каждый окружающий нас предмет, имеет какой-либо специфический человеческий смысл. Стакан, — чтобы пить, веник, — чтобы подметать, книги — чтобы читать…

 

«Вот это стул —

На нём сидят.

Вот это стол —

За ним едят.»

(«Кошкин дом». Самуил Яковлевич Маршак)

 

Человеческий смысл предмета превращает просто предмет в орудие (труда, деятельности), многократно усиливающее возможности человека воздействовать на окружающий мир.

Ребёнок, общаясь с взрослыми, и, в первую очередь, с матерью, постигает человеческие смыслы предметов, у него формируется установка воспринимать каждый предмет как орудие для деятельности.

Несколько слов о формировании речи.

Если ребёнок будет слушать радио или человеческую речь, записанную на магнитофон, он никогда не научится говорить и даже понимать речь, потому что формирование речи возможно только в процессе живого человеческого общения. 

При этом не важно, какая система знаков положена в основу взаимодействия матери и ребёнка, речь не обязательно должна быть звуковая, она может быть какой угодно. 

Например, глухонемой от рождения ребёнок не в состоянии освоить звуковую речь, поэтому сначала мать научила его воспринимать письменную речь, т.е. читать. Позже она научила его жестовому языку глухонемых, а также читать по губам. В итоге её сын сформировался, как полноценная личность, и готовился поступать в спецгруппу МГУ.

Следует отметить, что процессы познания предметного мира и освоения речи принципиально разные, и совсем не параллельные.

Познание предметного мира происходит в направлении от частного к общему, от единичных, конкретных действий с предметами к пониманию обобщённых свойств предметов и далее, к освоению фундаментальных свойств предметного мира. И, наконец, логика, которой мы руководствуемся в науках и в жизни, формируется как раз в результате такого обобщения.

Наоборот, освоение речи происходит в направлении от общего к частностям.

А именно, очень рано, в возрасте от 1 месяца у ребёнка возникает псевдоречь, — гуление.  Это эмоциональные фонации, в ходе которых ребёнок учится начинать «речь», прекращать «речь», затем выслушивать собеседника, в качестве которого обычно выступает мать, потом снова начинать «речь» и т. д.

Затем к возрасту 3-4 месяца у ребёнка настраивается фонетический слух: лепет ребёнка уже характеризуется интонациями группы языков (славянских, тюркских, германских и т. п.).

Наконец, в возрасте около года ребёнок произносит первые слова. Причём каждое слово ребёнка это не просто метка какого-то предмета, наоборот, каждое слово означает некоторую целостную ситуацию.

Например, ребёнок сказал слово «дядя». Это может означать, что дядя откуда-то пришёл, снимает верхнюю одежду, ботинки, готовится пройти в комнату, и тогда он, как обычно, даст конфетку.

Два процесса:

  • познание предметного мира и
  • освоение речи,

одновременные, но не параллельные, сходятся, если иметь в виду обыденную жизнь, только в младшем школьном возрасте; когда ребёнок в состоянии подробно описать словами обыденную ситуацию.

Назад     Вперёд

©   А. А. Дмитриевский.