Дыхательные органы, доставшиеся киту от его сухопутных предков, привязывают морских гигантов к нашему атмосферному воздуху. Однако они пользуются кислородом чрезвычайно экономно, чтобы не слишком часто всплывать на поверхность. Прежде чем погрузиться под воду, кит вентилирует легкие и уносит с собой в глубину максимальное количество кислорода, которое способен запасти его организм. Процесс обмена веществ у кита протекает сравнительно медленно и поэтому не требует высокой концентрации кислорода в крови. В то же время общее количество кислорода, содержащегося в крови кита, довольно велико. Способность запасти в крови много кислорода и при этом обойтись низкими концентрациями его позволяет китообразным пользоваться им наиболее эффективно. Некоторые киты могут оставаться под водой до двух часов подряд; кашалот ныряет на глубину в несколько сот метров. Во время погружения функции организма, не связанные непосредственно с процессом ныряния, замедляются или даже вовсе прекращаются, и таким образом кит расходует минимальное количество кислорода. Кровеносные сосуды, проходящие в органах тела, не занятых в процессе ныряния, — в пищеварительных органах, например, — сужаются, и кровь, которая обычно снабжает кислородом эти части тела, направляется в мозг и другие органы, работающие при нырянии в полную силу.
Во время погружения воздух в легких кита насыщается влагой, которая поступает в легкие с кровью. Всплывая, кит извергает огромное количество влажного воздуха в атмосферу, где влага под влиянием резкого уменьшения давления и температуры конденсируется. Конденсируемые пары образуют над поверхностью моря облачко, отчего со стороны и кажется, что, всплывая, кит выпускает фонтан водяных брызг.
Атмосферный воздух поступает в легкие китообразных через дыхательное отверстие, расположенное в верхней части головы. У зубатых китов дыхало имеет одно отверстие, у усатых — два. Дыхательные отверстия — это ноздри наземных млекопитающих, перекочевавшие в процессе эволюции в верхнюю часть головы китообразного. В отличие от дыхательных путей прочих позвоночных, которые дышат воздухом, у кита дыхательные проходы не соединяются с ротовой полостью. Поэтому кит может дышать, даже если его пасть полна воды.
Действие "ноздрей" китообразного контролируется многослойным мышечным аппаратом, который образовался от объединения и слияния многих более мелких мышц, которые у человека, например, служат для выполнения мимических жестов. Можно сказать, что кит пожертвовал способностью улыбаться ради того, чтобы научиться дышать затылком. С точки зрения борьбы за существование эта жертва вполне оправдала себя: кит может дышать, оставаясь целиком под водой. При погружении дыхало перекрывается окружающим его мышечным кольцом.
В наши дни любой читатель газет знает, что киты близки к полному уничтожению, потому что вопреки требованиям сохранения животного мира планеты и элементарному здравому смыслу китобои продолжают убивать китов. Всякий раз, когда речь заходит о китах, приходится говорить о том, что самые крупные из китообразных подвергаются сейчас безжалостному истреблению, и некоторые виды, вероятно, уже обречены на вымирание: ведь для продолжения рода нужно определенное количество особей. Уничтожая китов, китобои подрывают основы того самого промысла, который их кормит, — но этого они, по-видимому, не понимают. Несколько стран, в том числе и США, высказались за охрану китообразных, прекратили китобойный промысел и запретили применение продукции китобойной промышленности. Однако другие страны продолжают охоту на китов, не слишком заботясь об их судьбе. Например, синих китов в Мировом океане было когда-то более ста тысяч. Сейчас их осталось не более тысячи. Этого, вероятно, уже слишком мало, чтобы рождаемость среди синих китов превышала смертность, — то есть синий кит практически почти уничтожен как вид. До недавнего времени основной мишенью китобоев были крупные виды китов, но по мере того, как крупные виды исчезают, гарпунные пушки китобоев будут, очевидно, все чаще брать на прицел более мелкие виды.
Добавить комментарий