Уж кони у крыльца стоят —
Уже колеблют поводами,
Уж машут гордыми главами,
И, роя землю, вдаль глядят...
Вильгельм Кюхельбекер
Итак, на руках Марии Дмитриевны Менделеевой оставались теперь только двое детей: взрослая больная Лиза и пятнадцатилетний Митя.
Иван Павлович завещал жене выучить и поставить на ноги младших детей. С Пашей уже все обстояло благополучно. Когда Митя получил гимназический аттестат, Мария Дмитриевна поставила перед собой задачу: во что бы то ни стало устроить младшего в университет. Цель была ясной, терять было нечего, и Мария Дмитриевна решилась ехать в Центральную Россию.
От доходов Аремзянской фабрики оставалось немного средств, но их на дальнейшее устройство семьи не хватало. Пришлось продать дом и все, что было, за исключением одежды и книг.
Расстаться с самым дорогим — книгами, несмотря на сложность предстоящего переезда, Мария Дмитриевна не могла. Ведь в библиотеке, ставшей реликвией семьи, стояли ценнейшие книги, книги особого рода — подобранные дедом и прадедом Мити. Поэтому пришлось продать только часть малозначащих для семьи книг, а остальные оставить у дочерей в Ялуторовске и Омске.
И наконец, ликвидировав все дела, связывавшие ее с Сибирью, Мария Дмитриевна выехала с детьми...
Перевозчики последний раз взмахнули веслами, паром ткнулся в берег Иртыша. Мария Дмитриевна обернулась к родному городу и, перекрестившись, горестно всплакнула, прижимая к глазам кружевной батистовый платок. Знала, что больше не придется видеть родные места: она прощалась с ними во имя лучшей судьбы своих детей.
Молчаливо, не сдерживая слез, стоял на берегу Митя Менделеев. Прощай, Тобольский кремль! Прощай, Чувашский мыс и Княжий луг! Прощай, Панин бугор, где на виду всего города гимназисты устраивали веселые праздники окончания учебы! Прощай, речка Курдюмка и дощатые мостки родного города!
Прощай, Тобольск, город детства и юности!
Добавить комментарий