Какова же физиология животного, которое оказывается виновником подобных несчастий? Прожорливость этого хищника объясняется примитивным устройством его организма. По сравнению с рыбами-вегетарианцами кишечник акулы невелик, но эффективность его весьма высока. Вообще говоря, длина кишечника определяет размеры поверхности, всасывающей из пищи питательные вещества, и чем длиннее кишечник, тем больше пищи он в состоянии переварить. Кишечник акулы короток, но входящий в его состав спиральный клапан замедляет прохождение пищи. Форма этого клапана такова, что он сильно увеличивает всасывающую поверхность кишечника, делая ее гораздо более обширной, чем можно было бы ожидать при таком коротком кишечнике.
У акул нет плавательного пузыря, который имеется у большинства более высокоорганизованных рыб. Плавательный пузырь — полость, наполненная газом, — развился в процессе эволюции из части пищеварительного тракта. Он служит рыбе в качестве гидростатического регулятора.
Когда рыба, имеющая плавательный пузырь, погружается в глубину, объем пузыря сокращается, средняя плотность тела увеличивается и в итоге плавучесть уменьшается. И наоборот — при приближении к поверхности газ, наполняющий пузырь, расширяется, и это дает рыбе дополнительную плавучесть. Таким образом, плавательный пузырь позволяет рыбе всплывать, погружаться и оставаться на определенной глубине с наименьшими затратами энергии.
Однако наряду с преимуществами, которые дает рыбе этот орган, наличие его связано и с некоторыми неудобствами: плавательный пузырь довольно медленно меняет свой объём при изменении глубины и поэтому мешает скоростному всплытию. У рыбы, пойманной на крючок или в сеть на большой глубине и быстро поднятой на поверхность, плавательный пузырь часто лопается. Такую рыбу можно уподобить воздушному шару, объем которого меняется по мере подъема или спуска в атмосфере. Акула же подобна самолету: она меняет высоту при помощи своей двигательной силы. Большинство акул вынуждено постоянно находиться движении — иначе они окажутся на дне. Зато маневренность акулы чрезвычайно велика — ведь у нее нет плавательного пузыря, который ограничивает скорость погружения и всплытия.
Акула плывет, мощно поводя хвостом из стороны в сторону. Энергичная работа хвостом приводит к тому, что голову акулы тянет книзу; эту тягу гасят жесткие грудные плавники, которые служат также для изменения направления движения. Некоторые виды акул, в особенности те, что бороздят моря вдали от берегов в погоне за быстрыми стайками мелкой рыбы, умеют плыть с феноменальной быстротой. Популярность акулы-мако среди рыболовов-любителей отчасти объясняется тем, что, попавшись на крючок, она стремительно, точно ракета, взлетает в воздух; подсчитано, что для таких прыжков акула-мако, или, как ее еще называют, атлантическая серо-голубая акула, должна развивать скорость до 22 узлов.
Акулы размножаются путем внутреннего оплодотворения. Сдвоенный копулятивный орган самца представляет собой пару удлиненных трубкообразных отростков довольно большого размера. Они проникают в соответствующие отверстия в клоаке самки и вводят семя через каналы, имеющиеся в каждом из них. Самки многих видов рождают живых акулят. Есть виды, вынашивающие оплодотворенное яйцо в яйцеводе до тех пор, пока из него не вылупляется детеныш. Несколько видов откладывают яйца в воду; почти у всех акул яйца защищены плотной перепончатой оболочкой.
Самка, собирающаяся произвести на свет потомство, отправляется для этого в район „яслей" — обычно это какое-нибудь тёплое мелководное место, где редко бывают другие взрослые акулы. Считается, что в этот период сами роженицы не едят; таков механизм, защищающий потомство от родительского аппетита. Выметав детенышей, акула покидает „ясли" и отправляется в другие, охотничьи места, а молодняк остается в мелких и теплых водах до тех пор, пока не подрастет.
Детеныши, по крайней мере, одного вида акул начинают борьбу за существование даже прежде, чем покидают утробу матери. Этот вид — песчаная акула (Odontaspis taurus), обитающая возле атлантического побережья Соединенных Штатов и начинающая жизнь в крошечном — величиной с горошину — яйце. В каждой из двух „маток" акулы находится одновременно около пятнадцати яиц. Один из пятнадцати зародышей развивается быстрее остальных и скоро поедает своих братьев и сестер, а также и яйца, которые появляются в "матке" в то время, пока он там находится. "Почти год зародыш песчаной акулы питается яйцами своей матери, которые она регулярно ему поставляет. Если волей случая в "матке" окажется два одинаково жизнеспособных эмбриона, они долго борются между собой, но в конце концов на свет появляется только один из них — один детеныш из каждой "матки".
Те, кому приходилось сталкиваться с акулами в буквальном смысле этого слова, в лучшем случае отделываются порезами и царапинами, полученными от соприкосновения с грубой акульей кожей. В этом нет ничего удивительного: в отличие от большинства более высокоорганизованных рыб, акула носит на коже не чешую, а так называемые "зубчики"; биологически они действительно сродни зубам: зубы акулы развились в ходе эволюции из "зубчиков". Строение "зубчиков" похоже на строение зуба: основа зубчиков тоже костная, в сердцевине, так же как и у зуба, находится пульпа, а снаружи — дентин, покрытый эмалью.
Естественно, что из всех органов акулы многие люди интересуются, прежде всего, ее зубами. У большинства акул зубы острые, как бритвы, и — поскольку челюсти акулы способны создавать давление в несколько тонн на квадратный сантиметр — с легкостью пронзают и мясо, и кость. Форма зубов акулы зависит от привычного ей рациона. Акулы, питающиеся моллюсками, имеют зубы с плоскими головками, хорошо приспособленными для раздавливания и размельчения раковин. Акулы, питающиеся омарами и мелкой рыбой, как правило, имеют длинные, спицеобразные зубы, которые пронзают и удерживают скользкую, извивающуюся добычу. Акулы, охотящиеся на крупных животных — например, тунцов и тюленей, — снабжены зубами, напоминающими лезвие пилы: такие зубы хороши для отсекания больших кусков мяса.
Запас зубов у акулы практически неистощим; акула — это настоящая фабрика зубов. Акульи зубы растут не в гнездах и потому легко выпадают; неприятностей акуле это не доставляет, ибо их тотчас заменяют новые зубы: в челюсти акулы за первым рядом идут другие ряды, состоящие из зубов в различных стадиях формирования. Как солдаты из задних рядов выходят вперед, чтобы заменить павших в бою, так и зубы акулы постоянно шагают из тыла в передние ряды.
Специалисты в области систематизации и классификации животных расходятся — как это часто у них бывает — в вопросе о том, сколько существует основных групп акул. Обычно признается существование от четырех до семи основных групп, и тогда начинаются споры о том, считать ли эти группы разными семействами или разными отрядами. Для упрощения нашей задачи мы в этой книге придерживаемся категорий, описанных французским морским биологом Полем Будкером в книге "Жизнь акул", вышедшей в свет в 1971 году1.
Так называемая "типичная акула" относится к отряду Galeiformes или пилохвостых кошачьих акул, который составляет одну из четырех основных групп. Другие три группы — это отряды Hexanchiformes, то есть многожаберникообразные, Heterodontiformes, то есть разнозубообразные, существа весьма примитивные и малочисленные, и, наконец, Squaliformes — катранообразные, некоторые из которых напоминают порождения ночных кошмаров.
- 1. Система, предложенная Полем Будкером, не пользуется большой популярностью среди ихтиологов — как советских, так и зарубежных. Но поскольку автор книги прибегает именно к этой системе, мы не будем вмешиваться в это дело, дабы не вносить ненужной путаницы. Позволим себе лишь небольшое отступление от системы профессора Будкера: вместо предлагаемого им для систематических групп ранга подотряда мы рассматриваем их в ранге отрядов. — Прим. ред.
Добавить комментарий