Вы здесь

Стоп-упражнение Н. И. Гурджиева (О рефлексии VIII)

 

Назад   Вперёд

Итак, выбор сделан. — Будем рефлексировать.

Теперь вопрос, как рефлексировать.

Поскольку рефлексирование — остановка + трансценденция, то начнём с остановки.

Вот описание знаменитого стоп-упражнения Георгия Ивановича Гурджиева:

Стоп-упражнение обязательно для всех студентов Института магов. При этом упражнении по команде «Стоп» или по зара­нее установленному сигналу каждый студент должен мгновенно остановить всякое движение, какое бы он ни делал и в каком бы положении он ни был. Посреди ритмических движений или в обычной жизни института, на работе или за столом он не только должен остановить свои движения, но должен сохранить выражение лица, улыбку, взгляд и напряжение мускулов своего тела в таком же состоянии, как они были при команде «Стоп». Он должен удерживать взгляд на той самой точке, на которую ему случилось смотреть в тот момент, когда последовала команда. В состоянии остановленного движения студент должен также задержать и течение своих мыслей, не допуская, появления каких бы то ни было новых мыслей. Он должен сосредоточить все свое внимание на наблюдении мускулов в разных частях своего тела, переводя внимание от одной части тела к другой, стараясь, чтобы напряжение мышц не менялось — не усиливалось и не ослабевало.

У человека, задержавшегося таким образом и остающегося неподвижным, нет позы, есть только движение, прерванное в момент перехода от одного мгновенного положения к другому.

Обычно мы переходим от одного положения к другому так быстро, что не замечаем поз, которые принимаем при этом переходе. Стоп-упражнение дает нам возможность видеть и чувствовать наше собственное тело в таких положениях, кото­рые совершенно непривычны и, казалось бы, неестественны для него.

Каждая раса, каждая нация, каждая эпоха, каждая страна, каждый класс и каждая профессия имеют свой собственный набор типовых положений тела, от которого нельзя отступать и который представляет собой особый стиль данной эпохи, расы или профессии, т. е. стереотип.

Каждый человек согласно своей индивидуальности усваивает некоторое число поз из этого «положенного» набора мимики и пантомимики, и каждый человек имеет свой собственный, очень ограниченный репертуар поз. Это легко можно видеть, например, в плохом драматическом искусстве, когда артист, привыкший механически представлять стиль и движения одной расы или одного класса, пытается изобразить другую расу или класс. То же можно наблюдать в иллюстрированных газетах, где мы нередко можем видеть жителей Востока с движениями и в позах английских солдат или крестьян с движениями и в позах оперных певцов.

Стиль движений и поз каждой эпохи, каждой расы и класса неразрывно связан с характерными формами мысли и чувства. А они так тесно связаны, что человек никогда не может изменить ни образ своих мыслей, ни чувствований, не изменив одновременно с этим репертуар своих поз.

Формы мысли и чувства можно было бы назвать позами мысли и чувства. Каждый человек имеет точно определенное число интеллектуальных и эмоциональных, а также и двигатель­ных поз, и все его двигательные, интеллектуальные и эмоциональ­ные позы связаны между собой. Таким образом, человек никогда не может выйти за пределы своего собственного репертуара интеллектуальных и эмоциональных поз, не изменяя при этом репертуара своих двигательных поз.

Психологический анализ и специальное изучение психомотор­ных функций показывают, что любое наше движение, произ­вольное или непроизвольное,— это бессознательный переход от одной автоматически принимаемой позы к другой. Это иллюзия — будто наши движения произвольны, в действительности же они автоматические. Равно автоматическими являются наши мысли и чувства, причем автоматизм наших мыслей и чувств жестким образом связан с автоматизмом движений; одно невозможно изменить без другого. Если, например, человек попытается из­менить автоматизм своей мысли, сосредоточив именно на мысли все свое внимание, то его привычные движения и позы будут вызывать старые привычные ассоциации, тем самым мешая но­вому образу мышления.

Мы не осознаем, до какой степени интеллектуальная, эмоцио­нальная и двигательная функции взаимосвязаны, хотя в от­дельных случаях и можем наблюдать, как сильно наши настроения и эмоциональные состояния зависят от наших движений и поз. Если человек намеренно примет позу, обычно связанную для него с чувством печали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль или уныние. Точно так же и страх, равно­душие, отвращение и т. п. могут быть вызваны путем искус­ственного изменения позы.

И так как все функции человека — интеллектуальная, эмоцио­нальная и двигательная — обладают своим собственным опреде­ленным репертуаром поз и находятся в постоянном тесном взаимодействии, то человек не в состоянии выйти за пределы этого своего репертуара.

Но методы, применяемые в нашем Институте гармоничного развития человека, дают возможность выйти из этого круга врожденного автоматизма, и одним из средств для этого, особен­но на начальных этапах работы над собой, является "Стоп-упражнение". Осознанное, немеханическое изучение себя возмож­но только при применении этого упражнения.

Начатое движение прекращается внезапной командой или сигналом: «Стоп!» Тело становится неподвижным и замирает при переходе от одной позы к другой в положении, в котором оно никогда не останавливалось в обычной жизни. Ощущая себя в таком необычном положении, человек смотрит на себя с новых точек зрения, видит и наблюдает себя по-новому. В новой, необычной для себя позе он становится способен думать по-новому, чувствовать по-новому и осознавать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма. Тело тщетно борется, чтобы принять привычное, удобное для него положение: воля человека не допускает этого. Стоп-упражнение является упражне­нием одновременно для воли, внимания, мысли, чувства и дви­жений.

Но необходимо понять, что для того, чтобы достаточно сильно мобилизовать волю, чтобы удержать человека в непри­вычном положении, необходима внешняя команда: «Стоп!» Че­ловек не может дать команду «Стоп!» сам себе: тогда его воля не будет подчиняться этому приказу. Причина этого лежит в том факте, что соединение привычных поз — интеллектуальных, эмоциональных и двигательных — сильнее, чем воля. Команда «Стоп!», приходящая извне, от другого человека, сама заменяет интеллектуальные и эмоциональные позы, и в этом случае дви­гательная поза подчиняется воле. 

А вот притча, имеющая непосредственное отношение к стоп-упражнению:

Гурджиев работал со своей группой с помощью глубоких иррациональных методов. Однажды он с группой искателей использовал один из иррациональных методов. Он назвал его "Упражнение остановки". Например, вы находитесь рядом с ним, и вдруг он говорит: "Стоп!" Тогда каждый должен остановиться, "какой есть", полностью остановиться. Если рука находилась в каком-то месте, она должна оставаться там; если глаза были открыты, они должны остаться открытыми; если был открыт рот - вы только хотели что-то сказать - рот должен остаться так, как он есть. Никакого дыхания!

Этот метод начинается с тела. Если нет движения в теле, вдруг пропадает движение в уме. Ум и тело связаны . Нельзя сделать движения телом без какого-то внутреннего движения ума, и нельзя полностью остановить тело, не остановив внутреннего движения ума. Тело и ум не две разные вещи, они - одна и та же энергия. Энергия в теле плотнее, чем в уме - различна плотность, различна частота волн, - но это одна и та же волна, один и тот же поток энергии.

Искатели занимались этим упражнением остановки все время в течение одного месяца. Однажды Гурджиев был в своей палатке, а три искателя брели по сухому каналу. Это был сухой канал, в нем не было воды. Вдруг Гурджиев крикнул из своей палатки: "Стоп!" Остановились все на берегу канала. Трое, бывшие на дне канала, тоже остановились (он был сух, поэтому проблемы не возникло).

И вдруг на них обрушилась вода. Кто-то открыл заслонки и вода хлынула в канал. Когда она достигла шеи тех, кто стоял на дне канала, один из них выпрыгнул из канала с мыслью: "Гурджиев не знает, что случилось, он в своей палатке и не знает, что в канал потекла вода".

Он думал: "Я должен выпрыгнуть. Оставаться в канале теперь неразумно",  — и он выпрыгнул.

Остальные двое оставались в канале, когда вода поднималась все выше и выше. Наконец она достигла их носов и второй из них подумал:

"Это предел, я пришел сюда не для того, чтобы умереть. Я пришел, чтобы узнать вечную жизнь, а не потерять эту", — и он выпрыгнул из канала.

Третий остался. Та же проблема встала перед ним, но он решил остаться потому, что Гурджиев сказал, что это иррациональное упражнение и, если выполнить его разумно, то весь эффект будет разрушен. Он думал: "Хорошо, я принимаю смерть, но я не могу прекратить это упражнение", — и остался.

Вода поднялась выше его головы, но тут Гурджиев выскочил из своей палатки, прыгнул в канал и вытащил его на берег. Он был на самой грани смерти, но когда он пришел в себя, это был преображенный человек. Он был уже не тот, кто стоял и выполнял упражнение, он был полностью преображен. Он что-то узнал, он совершил прыжок.

В связи с этим есть один-единственный вопрос: «Третий ученик полностью преобразился, он совершил прыжок. А вам такое надо?».

©   А.А.Дмитриевский.

Назад   Вперёд