Вот наступило лето 1869 года, время главного урожая. К большому сожалению, погода не баловала в течение всех трех лет опытов. А тут только и смотри — то один дождь, то другой... Менделеев волновался, беспокоясь о судьбе урожая, а значит, и о судьбе опытов... Обидно проиграть в борьбе с непогодой из-за каких-нибудь пары лишних дождей!

У Менделеевых в Боблове отдыхает семья сестры — Капустиной Екатерины Ивановны. Редкие свободные часы Дмитрий Иванович проводит в обществе юных племянников. С удовольствием изучает местную флору, отмечает отличие здешних растений от петербургских и сибирских. Радуется ботаническим находкам.

Вот он с Надей Капустиной гуляет по оврагам, называемым Стрелицами. Двенадцатилетняя Надя срывает цветы, а Дмитрий Иванович называет ей имя каждого цветка: со времен института у него прекрасная память на русские и латинские названия растений. Любовь к ботанике подкрепляется всей его давней и горячей любовью к природе. Вот он срывает красивый цветок с липким смолистым стеблем и мелкими малиновыми цветочками и говорит Наде:

— Это дрема. Вот не будешь спать — сорви и положи его под подушку, тогда уснешь. — И улыбается. А Надя и не знает — то ли правду дяденька Дмитрий говорит, то ли очередную сказку ей поведал из жизни лугов и лесов...

Дмитрий Иванович каждый день по утрам садится на своего гнедого, сажает впереди себя маленькую и худенькую племянницу, которая в восторге от оказанного доверия, и едет туда, к опытному полю, чтобы посмотреть, как ведет себя колос. Тревожась, обходит поле вокруг, внимательно рассматривает все делянки: в каждую из них вложены разные удобрения.

И все же рожь получается славная. На нее приходят посмотреть помещики со всего уезда и крестьяне со всей округи. Приезжают из Москвы профессора Петровской земледельческой и лесной академии Иван Александрович Стебут и Алексей Петрович Людоговский, привозят своих студентов, чтобы те ознакомились с опытными делянками...

Дождь приходит как раз в тот момент, когда его не ждут. Менделеевы и Капустины садятся за общий семейный обед — и вдруг первые капли с размаху наискось расплющиваются о стекла столовой, что на первом этаже.

— Дети!  Скорее!   Закрывать  суслоны! — разносится громовой голос Дмитрия  Ивановича. Все срываются с места, опрокидывая стулья, и сломя голову летят через парк на поле. Суслоны, или бабки, — составленные друг к другу комлями вниз, колосьями вверх двенадцать снопов. Они ставятся сразу после жатвы, когда нужно немного выдержать зерно до просыхания. Сверху суслоны накрываются тринадцатым снопом, колосьями вниз. В добротных  хозяйствах  в  хорошую  погоду  верхний  сноп снимали для просушки всего суслона. К вечеру, закрывая от росы, сноп опять водружали на суслон.

Впереди всех бежит Дмитрий Иванович. Прибежав на поле, все с веселыми криками рассыпаются в стороны и начинают как можно скорее насаживать снопы на суслоны. Дождь обрушивается на поле и заволакивает густой пеленой все вокруг. Дмитрий Иванович бегает со всеми по полю, его куртка и панама промокли насквозь, но он весел и доволен. Наконец все суслоны закрыты. Менделеев собирает детвору, и, уже не торопясь — все равно уже намокли, — они идут под теплым дождем к дому.

А снопы свозили на ток — для обмолота. И вот на току собираются все окрестные жители. Дмитрий Иванович опробует новую молотилку, привезенную из Москвы. Ребятишки, визжа, носятся вокруг — хочется посмотреть, как новая  машина будет работать — раньше такой не видел никто в округе.

Механик, приехавший для сборки машины, всем своим видом показывает важность момента. Дмитрий Иванович, горячась, помогает ему, орудуя гаечным ключом. Вот машина собрана и приведена в движение конной тягой. Механик берет первый сноп. Но не тут-то было! Дмитрий Иванович бесцеремонно забирает у него сноп и сам, с торжествующей улыбкой положив его на гладкий верстак, всовывает в приемный барабан молотилки. С шелестом и хрустом сноп исчезает в чреве машины и вскоре появляется на другом ее конце в виде подбрасываемой на соломотрясе свежей желтой соломы. Сбоку и снизу сыплется зерно. И так уходит второй сноп, третий и другие...

Густав Августович Шмидт — помощник — ведет контроль за работой, подсчитывает урожай. По сегодняшнему счету, в среднем урожай ржи получается по двадцать три центнера с гектара. В то время на крестьянских и помещичьих полях удавалось собирать всего лишь от пяти до десяти центнеров. А менделеевское поле дало выше обычного в полтора-два раза при весьма неблагоприятной погоде!

Что очень важно — на результатах опытов в Боблове сказалось действие различных минеральных и органических, азотных, калийных и фосфорных удобрений. По каждому результату на разных делянках Дмитрий Иванович со своими помощниками сделал свои выводы.  Достигнуто главное: Менделеев опытным путем доказал, что даже при неблагоприятных условиях в средней России можно грамотно и выгодно вести дело.

— Сельское хозяйство можно вести выгодно, — заявлял своими опытами Менделеев. — Для этого нужно хорошо, не ленясь, трудиться, осмысленно, свободно! Мощью удобрений и свободного труда на земле можно собрать достаточно продовольственных продуктов всему народу огромной страны!..

Клевещут на землю деятели вроде Мальтуса, которые кричат, что земля не прокормит все население, если будет прирастать. Менделеев свидетельствует: земля прокормит человека!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.