Вы здесь

Феозва Никитична Лещева

 

А что же в самом личном, семейном плане? Есть новости и здесь. Вот еще одна лирическая страница в жизни молодого Менделеева.

Давно уже, еще по институтскому времени, был знаком он с Феозвой Никитичной Лещевой. Выпускница Московского Екатерининского института, уроженка Тобольска, дочь чиновника. После смерти отца она стала приемной дочерью знаменитого поэта Петра Павловича Ершова.

В Петербурге Дмитрий и Феозва Никитична часто виделись в семье ее родных Протопоповых и у общих знакомых. Феозва Никитична была постарше Дмитрия. В Петербурге они стали хорошими друзьями, с некоторым превосходством старшинства со стороны Феозвы Никитичны. И она, как потом оказалось, полюбила Дмитрия. По-видимому, было для нее мукой наблюдать в собственных комнатах, как развивался неуклюжий и скоротечный роман Дмитрия с Сонечкой Каш.

Но вот Дмитрий уехал в Гейдельберг, и дружба его с Феозвой Никитичной продолжилась по переписке. Он с подробностями описывал свою жизнь в германском городе.

Отвечала и она ему, рассказывая о том, что происходило вокруг нее в Петербурге, а в письмах ощущалась тоска по Дмитрию, хотя и стремилась она завуалировать ее полушутливыми, полунасмешливыми интонациями.

По возвращении в Петербург, при явной подсказке сестры Ольги Ивановны Басаргиной, отношения Дмитрия с Феозвой Никитичной стали гораздо ближе. И всем уже казалось логичным, что Дмитрий предложил своей доброй знакомой и землячке стать его женой. Они поженились в 1862 году. Дмитрию казалось, что и он любит Феозву Никитичну. Время, дальнейшая жизнь, дети, думалось ему, соединят их в крепкую семью.

В 1863 году родилась первая дочь Маша, назвали ее в честь бабушки Марии Дмитриевны. Прожила дочка всего несколько месяцев. Через два года появился сын Володя, еще через три года — дочь Оля.

Дмитрий Иванович крепко привязался к детям. Но его так захватила стихия научной жизни, глубоких исследований и практической деятельности, что времени для семьи часто не оставалось.

 

*      *       *

 

И вот, дорогой читатель, пришли мы с тобой к тому месту нашей повести, где впору только руками развести. Словно мы взошли на высокий холм, и открылась перед нами широчайшая, до далекого горизонта, панорама, которую и взглядом трудно охватить. Так велика, обширна и разнообразна научная и практическая деятельность ученого-энциклопедиста Менделеева, что не вмещается далее она ни в какие хронологические рамки.

Так не лучше ли нам, отбросив хронологическую последовательность, рассказать отдельно о каждой области его многогранного творчества?

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.