Почти вся долгая жизнь Коперника протекала в прусских землях. Если мы посмотрим на карту Пруссии, какой она была в XV в., то увидим, что эта область разделялась тогда в основном на три части: то были Восточная Пруссия с городами Кёнигсбергом и Фридляндом и Западная с главным центром в Данциге; первая лежала целиком к востоку от Вислы, но в нее, на том же восточном берегу Вислы, вклинивалась провинция, носившая тогда название Вармии, или Эрменландии, с городами Эльблонгом, Браунсбергом, Мариенбургом. Уже давно за обладание прусскими землями спорят Польское королевство и Тевтонский орден.
Орден появился в этом крае еще в XIII в., придя из далекой Палестины, чтобы мечом и огнем обращать в католическую веру язычников-пруссов; но в XV в., хотя язычников, пожалуй, уже не осталось и хотя Ордену было нанесено объединенными силами славян и литовцев существенное поражение в 1410 г. в знаменитой битве при Грюнвальде, под Танненбергом, Орден все еще продолжает угнетать прусские города и села; города восстают и воюют. Последней фазой этих событий в середине XV в. была Тринадцатилетняя война западнопрусских городов против Ордена. Она закончилась Торунским миром 1466 г., по которому вся Западная Пруссия отошла к Польше и составила так называемую Королевскую Пруссию; Восточная Пруссия осталась за Орденом, но в ленной зависимости от Польши. Город Торунь на Висле, лежавший у самой границы Эрменландии, также отошел к Польше; формально перешла к ней и Вармия; фактически же она осталась самостоятельной и притом церковной областью. Вармийский епископ был почти приравнен к независимым от светской власти князьям церкви; у Вармийской епархии (или диоцеза) было даже собственное представительство у престола св. Петра в Риме, где имелась эрменландская церковь со своим деканом. Епископ Вармийский управляет областью при помощи капитула кафедрального собора. Капитул составляется из каноников: это церковники, т. е. лица, сведущие в каноническом праве, но не обязательно духовного сана; они обеспечивают службу в соборе, администрируют епархию, собирают подати и налоги; за это они получают высокую «пребенду», имеют участки земли («аллодии»), пользуются помещением («курией») при соборе; их положение почетно, их должность спокойна. Впрочем, иногда, когда и церковные земли заволакиваются дымом пожаров, положение каноника может стать волнующим и трудным — об этом мы скажем ниже.
Кафедральный собор Вармийской епархии построен еще в XIV в., в крошечном городке Фромборке (Фрауэнбурге), близ Бранева (Браунсберга), у самого моря, вернее на берегу Фришгофа, этого удивительного залива, отделенного от Балтийского моря узкой песчаной косой; неподалеку, в нескольких милях к западу, в море вливается своими рукавами Висла. Собор стоит на высоком холме; чудесный вид открывается с него на воды залива; собор обнесен прочной стеной; в ней шесть башен; все это на случай осады — таковые бывали.
Итак, Вармийская епархия, Фромборкский собор, воды Вислы и воды залива — таков пейзаж, среди которого медленно развертывается жизнь Николая Коперника; в этом отдаленнейшем углу земли, in hoc remotissimo angulo terгае, как он сам потом говорил, годами размышляет он над вечным бегом планет, над всей великой тайной природы. И к концу своей жизни в одной из глав бессмертной книги «Об обращениях небесных сфер» он пишет: «Такой путь к изучению движения этой планеты [Меркурия] нам предуказали древние. Но им благоприятствовали более чистые горизонты, так как от Нила не выделяется, по их словам, столько испарений, как у нас от Вислы. В этом удобстве нам, живущим в более суровом климате, отказала природа». Правда, вместо того чтобы говорить о туманах Вислы, Копернику надлежало бы сказать о туманах Фришгофа. Но кто в Европе мог слышать и знать названия заливов далекого Балтийского моря? И не то важно: астрономия древних закончила свой расцвет много веков тому назад в Александрии, в Египте, среди блеска и роскоши эллинистической культуры; а теперь новое слово в этой древнейшей науке скажет в глухом углу Северной Европы одинокий польский каноник с берегов Вислы.
Добавить комментарий