ДЕКАРТ Рене (1596-1650) - французский философ и естество­испытатель. Заложил основы де­терминистской концепции поведе­ния и интроспективной концепции сознания.

Первая получила наибо­лее последовательное воплощение в понимании рефлекса как зако­номерного двигательного ответа ор­ганизма на внешнее физическое раздражение, а также в учении о «страстях души» как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Декарт считал одну из желез головного мозга - эпифиз). Рефлексы и «страсти души», по Декарту, представляют телесную матери­альную субстанцию, подчиненную тем же, законам, что и вся физиче­ская природа.

Кроме того, Декарт выде­лял особую, нематериальную и не­протяженную, субстанцию - созна­ние - прямое и непосредственное знание субъекта о том, что проис­ходит в нем самом, когда он мыс­лит. Это дуалистическое воззрение на душу, которая только мыслит, и тело, которое только движется, сыгра­ло решающую роль в преодолении господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой особой сущностью - душой.

Согласно Декарту, тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстан­цией - богом. При воздействии внешних объектов возникают впе­чатления о них (сенсорные образы и образы памяти), соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания. Истинное знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, приме­ром которых могут служить не выводи­мые от опыта геометрические ак­сиомы. Такой же дуалистический подход отличал и объяснение Декартом побудительных сил поведения.

На­ряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, дви­жущими «машиной тела» («Страсти души», 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологи­ческой основой которых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Декарт считал, что созна­ние и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он относил к разряду машин, работающих автоматически.

Декартом было экспериментально разра­ботано учение о зрительном вос­приятии, построении сетчаточного образа, роли в этом процессе де­ятельности глазных мышц («Диоп­трика», 1637).

Под влиянием Декарта раз­вивалась вся психология нового вре­мени, воспринявшая, с одной сторо­ны, его учение о сознании как непо­средственном знании души о самой себе, с другой - его учение о реф­лексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мыш­цам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Декарта из­ложена в трактате «Человек» (1662).

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.