Среди множества психотравмирующих ситуаций выделяются простейшие, которые называются в дальнейшем поведенческими тупиками.

Они характеризуются:

во-первых, тем, что ущерб в той или иной мере испытывает тот индивид, который попал в этот тупик,

во-вторых, тем, что индивид попал в тупик сам, без посторонней помощи по причине недостаточности имеющейся у него информации или потому, что не придал ей должного значения.

Поведенческие тупики могут быть самые разные.

Например, включённый и оставленный без присмотра электроприбор может стать причиной пожара. Печально, что пожар произошёл по глупости, из-за недосмотра, но если всё сгорело, то хозяин сам виноват, и поправить, увы, ничего нельзя.

Рисунок 1

На рисунке 1 изображён кинематический тупик. Пешеход (П), переходящий дорогу перед медленно движущейся машиной (ММ), не видит другую, быстро движущуюся, обгоняющую машину (БМ). Дойдя до середины дороги, пешеход оказывается между двумя автомобилями. Ситуация очень опасна: двигаться вперёд нельзя — неизбежно столкновение с обгоняющим автомобилем, двигаться назад тоже нельзя, поздно: путь назад перекрыт медленно движущимся автомобилем.

Поведенческие тупики встречаются даже в сказках. Винни Пух пришёл к Кролику, объелся мёдом и не смог выбраться из домика, потому что застрял в двери. А ведь прекрасно знал, что если съесть много мёду, то живот раздуется, и могут случиться разные неприятности!

В школьной практике тоже встречаются самые различные поведенческие тупики.

(5) Например, две девочки, дежурные по классу, не торопились с уборкой, и их по ошибке закрыли в школе на ночь. Окна на первом этаже зарешёчены, а со второго этажа дети прыгать побоялись. На двери школы висел амбарный замок, поэтому все думали, что девочки вышли из школы и потерялись где-то по дороге домой.

Пришлось девочкам заночевать в школе. Им было очень страшно, потому что "у страха глаза велики". После этого случая они не задерживаются в школе: прозвенел звонок, — бегом домой!

Из приведённых примеров понятно, что поведенческих тупиков априори не избежать: это своеобразные капканы, волчьи ямы, которые присущи нашей реальности. Но достаточно попасть в какой-нибудь тупик один-два раза, чтобы знать об угрожающей опасности и больше никогда в такой тупик не попадаться.

Наконец, совсем не обязательно самому перепробовать все поведенческие тупики, можно учиться на опыте других людей. Поэтому продолжим изучение поведенческих тупиков, имевших место в учебных заведениях.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.