Бывает так, что аудитория не готова к проведению в ней учебных занятий. Причины могут быть самые разные:

— нет мела или тряпки (небольшой кусок мела можно всегда носить с собой),

— плохое освещение,

— очень холодно, иногда даже шариковые ручки не пишут,

— сильно пахнет бензином, отчего у многих кружится голова,

— в соседней аудитории ремонт, поэтому мешают заниматься шум, треск, грохот.

— теснота в помещении, где приходится проводить занятие.

Казалось бы, теснота в помещении, — подумаешь, невидаль какая! Но вот, трагичный случай, имевший место в середине 20-х годов в школе имени Песталоцци г. Ташкента.

(6) Прямо в школе погиб ”мальчик — музыкант, художник, отличник и всеобщий любимец, сумевший достичь всего сам назло бедности и сиротству”. Он попросил у соседа по парте перочинный ножик, чтобы подточить карандаш, и из-за тесноты (сидели по четыре человека за партой) наткнулся на него, повредил сонную артерию.

— Можно выйти? — спросил мальчик учителя, зажимая горло.

— Выйди, — ответил ничего не подозревающий учитель.

Мальчик вышел в коридор и умер.

”Скорая” не успела его спасти.

Хозяин ножика, невольный виновник этой трагедии в ужасе и в горе исчез из школы, из города. Ребята бросились его искать: как бы он что с собой не сделал. Нашли его у отца, на железнодорожной станции в десятках километров от Ташкента, — вернули в школу.

Причина трагедии — в нарушении правила: ножи следует подавать остриём к себе. Но и чрезмерная теснота тоже сыграла свою роль, если бы не теснота, то, скорее всего, ничего не случилось бы.

Этот трагичный случай известен из воспоминаний академика С.В. Вонсовского, выдающегося физика-теоретика, председателя Уральского научного центра РАН. Он учился в том самом классе, где произошла трагедия, всё случилось у него на глазах.

(Путилов Б.А. С.В. Вонсовский: Документальная повесть. Свердловск: Сред,-Урал. кн. из-во, 1981.)

Конечно, такой чрезвычайный случай — редкость. Но практически всегда перечисленные выше обстоятельства препятствуют проведению полноценного занятия. При этом более всего страдает учитель. Несмотря на все старания, качество урока, если отсутствуют условия для его проведения, оказывается низким, престиж и авторитет учителя, а также его профессиональная самооценка понижаются.

Вот случай, когда серьезных последствий нет, но всем участникам инцидента было неприятно и неудобно.

(7) На конференцию по педпрактике собрались все студенты четвёртого курса, декан, заведующие кафедрами, руководители педпрактики. Аудитория была не готова к приёму людей в том смысле, что на доске красовался непристойный рисунок и надпись из трёх букв. Все видели это, буквально некуда было глаза девать, студентки краснели. Тем не менее, преподаватели вели себя так, как будто всё в порядке, что всё так и должно быть. Пассивность преподавателей в данной ситуации не удивительна, так проявилось защитное поведение: раз они рисунок не замечают, то его будто бы и нет.

Наконец, подошла очередь выступления психолога. Прежде всего, он подошёл к доске и с безразличным выражением на лице стёр неприличный рисунок. Инцидент был исчерпан.

Избежать неприятностей, возникающих из-за того, что аудитория не готова к приёму людей, совсем нетрудно. Достаточно перед началом занятия оценить готовность аудитории и принять меры сообразно обстоятельствам.

Бывает, что преподаватели вузов не раздеваются в раздевалке или на кафедре. Они сразу проходят в аудиторию, снимают с себя верхнюю одежду и начинают лекцию. Такое поведение чревато тем, что могут обнаружиться изъяны внешнего вида преподавателя.

Например, однажды преподавательница вуза пришла на лекцию, разделась, и все увидели, что она забыла одеть юбку.

Есть ещё одно весьма неприятное явление — разбрызгивание слюны.

(8) На уроке литературы в 8 классе учительница увлечённо излагала новый материал. Вдруг учащийся наклонился набок и довольно громко произнёс: ”Не попала”. Потом выпрямился и сказал ”Попала!” Опять наклонился и сказал: ”Не попала!”

Учительница опешила и потребовала: ”Сядь ровно! Как ты как себя ведёшь?!”. Ученик сел ровно и говорит: ”Опять попала!”. Так ученик протестовал, против того, что в него попадала слюна. В данном случае вина учительницы не велика, — такое случилось неосознанно.

Затем учительница повела себя недостойно. Она, досадуя на себя, проявила агрессивность по отношению к учащемуся, стала упрекать его в невоспитанности. Разгорелся конфликт, в который оказались вовлечёнными классный руководитель, директор школы, родители.

Одного этого случая достаточно, чтобы учителя, преподаватели задумались и не плевали, в прямом смысле слова, на своих учеников. Что можно предпринять, чтобы такого не случалось?

Разбрызгивание слюны обычно наблюдается при громкой речи перед большой аудиторией. Как известно, при публичных выступлениях рекомендуется находиться в зоне публичного выступления, т.е. не ближе, чем за 3,5 метра от ближайших слушателей. Тогда проблема снимается сама собой.

Кроме того, чем выше располагается лектор, тем дальше летит слюна. Отсюда понятно, что при выступлении в больших, но очень тесных аудиториях приходится сидеть, а не стоять, несмотря на то, что при этом контакт со слушателями ухудшается. Наконец, разбрызгивание слюны возникает тогда, когда приходится громко говорить часами. И, наоборот, при обычной речи такого, как правило, не бывает.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.