Можно сказать, что тупики подобны ловушкам, капканам. Некоторые ловушки постоянные, они имеют вполне определённое место, поэтому достаточно знать, где они находятся, чтобы в них не попадаться, Другие ловушки случайные, они могут возникать в самых разных местах, а потом исчезать. Очевидно, что на новой территории все ловушки неизвестны, а на старой известны лишь постоянные ловушки. Отсюда понятно, что избежать попаданий в ловушки принципиально невозможно.
Аналогично, поведенческие тупики бывают постоянные и случайные. Постоянные тупики можно и должно изучать, чтобы в них не попадаться.
Пример постоянного тупика:
(23) Учительница дала второклассникам задание и ненадолго отлучилась из класса. В это время в класс вошёл мужчина, сказал детям, чтобы они писали, а сам полез в учительскую сумку за деньгами…
Всё произошло так быстро, что многие дети не успели понять, что происходит. Да и что они могли сделать? Тем не менее, как только вор скрылся за дверью, дети закричали, учительница быстро вернулась в класс. Но вора задержать так и не удалось.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, нужно прятать деньги и ценные вещи, а не держать их в классе на виду у всех.
Случайные тупики не поддаются изучению, попадание в них и последующий ущерб неизбежны.
Примеры, иллюстрирующие неизбежность тупиков.
(24) Учительница требует у семиклассника дневник, а он не даёт. Она отругала его, но дневник так и не получила. Позже выяснилось, что дневник был безнадёжно испорчен: кто-то выкрал его и на многих страницах написал нецензурные слова. Упрёки учительницы были не вполне справедливыми.
(25) Это случилось в пятидесятых годах в горно-металлургическом техникуме. Студентка на занятии, казалось, отвлеклась и совсем не слушала молодого преподавателя. "О чём это вы так размечтались на моём занятии?"— спросил преподаватель понравившуюся ему девушку, когда занятие закончилось. И совсем не для того, чтобы её одёрнуть, а просто так, чтобы завязать разговор.
Неожиданно студентка обиделась и выбежала из аудитории. Преподаватель догнал её, выяснил, в чём дело, извинился. Оказалось, что у неё был отит и, как следствие, временное снижение слуха. Через некоторое время они поженились, жили долго и счастливо.
Два последних случая показывают, что иногда самые обыденные ситуации могут иметь скрытый смысл. В результате возникают случайные, непредсказуемые поведенческие тупики, которые едва ли можно избежать.
Вот случай, в котором проявилась эмоциональная незрелость преподавателя.
(26) В тот день стояла невыносимая жара. Вступительный экзамен по физике в педагогическом институте близился к концу. Остался последний абитуриент: зрелый, серьёзный мужчина 25-и лет. Ему выпало рассказать, в частности, о работе автогенератора. Отвечая, он нарисовал не радиотехническую схему, как должно быть, а бублик с палочкой внутри и стал с умным видом что-то объяснять.
Преподавателю, утомлённому жарой и экзаменом, ситуация показалась очень смешной, тем более, что объяснение абитуриента чем-то напоминало описание полового акта. Преподаватель как мог, сдерживал свои эмоции, но не стерпел и навзрыд рассмеялся. Потом, успокоившись, извинился перед абитуриентом, но, всё равно, поставил заслуженную двойку. Похоже, что абитуриент не очень то и обиделся: поведение преподавателя было непосредственным, а извинения искренними.
И всё же, в данной ситуации предпочтительно строгое, соответствующее роли экзаменатора, поведение. Едва ли преподаватель смог бы не рассмеяться: эмоциональную бурю, сдержать невозможно. В неспособности управлять своими эмоциями проявилась эмоциональная незрелость преподавателя. До тех пор, пока он не научится управлять своими эмоциями, а для этого нужны годы, преподаватель обречён на попадание в подобные тупики.
В поведенческие тупики попадают не только учителя, но и дети тоже.
(27) Во время урока первоклассник сильно захотел в туалет, но терпел сколько мог. Он был уже не в состоянии следить за ходом урока. Случилось так, что когда мальчик, наконец-то, осмелился поднять руку, учительница спросила: "Кто хочет пойти к доске?" Так вместо туалета он оказался у доски и омочился на глазах у всех. Такое помнится долго, дети дразнили мальчика. Пришлось перевести его в другую школу.
Наконец, довольно часто поведенческий тупик состоит в том, что индивид наносит ущерб себе или, возможно, другим людям по неосторожности. Такие тупики, как правило, неизбежны. Не даром говорят: "Знал бы, где упасть, там соломку подстелил."
И всё же можно значительно уменьшить вред от поведенческих тупиков.
Добавить комментарий