В любом лесу, даже очень мрачном, есть не только болотистые, топкие, опасные места; есть и поляны, светлые, приятные, где в изобилии растут грибы и ягоды. Точно также и в жизни бывают не только поведенческие тупики.
Встречаются ситуации с положительным знаком, назовём их "полянами".
(28) На занятии по социальной психологии изучается социометрия. Обсуждается мотивационная сторона социометрических критериев, строится социоматрица, а преподаватель в это время лихорадочно вспоминает слово "социограмма". Забыл, бывает! Склероз!
Наконец вспомнил, вздохнул широко и с улыбкой рассказал студентам о своём затруднении. Результат оказался неожиданным. Всплеск учебной активности! Раскрепощённость и желание работать! Вот всегда бы так!
Но, почему так произошло? Автору неизвестен адекватный язык, описывающий подобные явления.
(29) Это случилось на факультете повышения преподавателей (ФПК) для преподавателей-психологов вузов. В отличие от множества лекций, читаемых на ФПК, пустых и бестолковых, та лекция, о которой идёт речь, оказалась, наоборот, очень интересной, насыщенной богатым содержанием. Лектор умело выделял главные мысли, показал развитие идей.
В конце слушатели благодарили лектора за хорошую лекцию. А тот удивляется: "Почему такая реакция? Бывает, соловьём поёшь и думаешь, какая отличная, какая изумительная лекция, а слушатели равнодушны. Сейчас же, наоборот, и лекцию не хотелось читать, и сам я не в форме, — с похмелья. А получилось хорошо. Почему?"
А, в самом деле, почему? Профессор, преподаватель ФПК, а это не рядовой преподаватель провинциального вуза, и тот не знает!
Итак, поляна это такая ситуация, в которой индивиду гарантирован успех, причём индивид попадает в такую ситуацию сам, благодаря своей собственной активности. Некоторые поляны случайные, например, выигрыш в лотерею. Бывают постоянные поляны, точно так же, как бывают постоянные поведенческие тупики
Поляны совсем не изучены, наверное, потому, что успех часто воспринимается людьми как должное. Нет проблем, значит, и думать не о чём. А всё же, проблема здесь есть: упущенный успех — тоже неудача.
Итак, поляны нужно изучать для того, чтобы не упустить то хорошее, что может нам достаться в жизни.
Добавить комментарий