Зачин конфликта имеет два исхода.

Во-первых, он может завершиться на первом шаге (одношаговый конфликт), когда пассивная сторона уступает активной, начинающей стороне.

Во-вторых, он может развиться в многошаговый конфликт, если в ответ на действие начинающей стороны вторая сторона выполнит хотя бы одно ответное действие.

Элементарный конфликт имеет пять исходов.

1. Избегание-завершение, когда стороны прекращают непосредственный контакт, и более никаких действий, относящихся к конфликту, не совершают.

2. Избегание-прерывание, когда стороны прекращают непосредственный контакт, но одна, или обе стороны, совершают действия, которые можно считать продолжением конфликта. Такой конфликт называется прерванным.

3. Приспособление-соперничество или, наоборот, соперничество-приспособление. Этот исход состоит в том, что одна сторона побеждает, а другая приспосабливается.

4. Компромисс, когда обе стороны уступили друг другу и благодаря этому примирились.

5. Сотрудничество, когда стороны нашли способ полностью удовлетворить свои интересы.

Причины, согласно которым конфликт вступает в стадию завершения, могут быть самые разные. Может оказаться, что какая-то сторона истощена, так что она не видит более перспектив в конфликте и сдаётся, отказавшись от достижения своих целей. Может случиться так, что, по крайней мере, одна сторона стала сознательно искать выход из конфликта в компромиссе или в сотрудничестве. Кроме того, конфликт прекращается, как только становится очевидными его бесполезность, и даже абсурдность.

В математике есть приём "доказательство от противного", состоящий в том, что в рассуждения приводятся к абсурду. Интересно, что этот же приём может оказаться эффективным при разрешении как элементарных, так и сложных конфликтов.

Случай из книги [34] (здесь конфликт сложный).

(77) Мальчик, во многих отношениях благополучный, по непонятной причине постоянно бьёт девочек, дёргает их за косы. Он не может видеть девочку, и не задираться. Родители девочек возмущены, девочки плачут. Угрозы и наказания не мальчика не действуют.

Итак, мальчик находится в хроническом конфликте с девочками.

В книге [34] предлагается перевести конфликт в завершающую стадию с помощью шуточной игры, сказав мальчику, чтобы он как можно чаще бил девочек. В конце каждого дня нужно подводить итоги всем классом, чтобы с каждым днём "результат" был лучше.

Здесь важно не перестараться с игрой, во время её прекратить, причём, сделать так, чтобы она закончилась незаметно как для класса, так и для самого мальчика.

Отметим, что природа конфликтов противоречива. В конфликтной ситуации созревают предпосылки для её преодоления, а иногда и для предупреждения конфликтов в будущем.

Вот примеры, представленные в письменном виде студентками пединститута.

(78) Весной в конце учебного года в 10 классе последний урок (литературу) вела молодая, только что после института, учительница. Нам уже не хотелось учиться, но всё же мы пришли на урок. Несколько минут прошло нормально, но потом мы стали срывать урок. Учительница стремилась вернуть занятие в нормальное русло, но это ей не удалось. Тогда она сказала: ”Я пошла к завучу, а вы здесь посидите и подумайте”. На самом деле к завучу она не ходила. Через 15 минут учительница вернулась, но попытка продолжить урок не увенчалась успехом. Тогда учительница выбежала из класса и расплакалась. У нас, учеников остался неприятный осадок на душе, — мы поняли, что поступили плохо.

Наверное, в дальнейшем учащиеся учтут свой опыт, и будут вести себя лучше.

(79) У нас в школе был вредный учитель. И мы всем классом показывали, что он нам не нравится. Мы мазали мелом перед его уроком учительский стул и стол. А он нас обзывал ”бараны тупорылые”. Однажды ученики натыкали ему в стул иголки. И когда он пришёл, нам девочкам, вдруг стало жалко учителя: ему будет больно, когда он сядет. И мы сказали учителю об иголках. Конечно же, мы не выдали тех, кто это сделал. Учитель нам сказал спасибо. А мальчики на нас обиделись. По этому поводу у нас внутри класса долго был конфликт.

В старших классах мы с учителем помирились, нашли общий язык. А на выпускном вечере вместе с ним смеялись над нашими ”шутками”.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.