Конфликты нередко происходят в присутствии всего класса, поэтому класс в целом, группы учеников, а также отдельные ученики всегда занимают по отношению к конфликтам какую-то определённую позицию, проявляющуюся в том, что можно остаться безучастными свидетелями событий, или же, наоборот, проявить активность, вмешавшись в конфликт.

Случай, когда все в классе запуганы и молчат.

(80) Учительница начальных классов била мальчика головой о доску, за то, что он не мог хорошо соображать по математике. Скандалов не было: до сотрясения мозга дело не доходило, конфликтовать с учительницей, чтобы защитить себя, ребёнок-третьеклассник побаивался, а родители, по-видимому, об этом ничего не знали. Одна из учениц, ныне студентка пединститута, до сих пор вспоминает, что она очень боялась, как бы учительница не поступила с ней точно так же.

В случае (59) класс в целом, и каждый ученик в отдельности отнеслись к конфликту безразлично, но ученица всё же утратила часть своего престижа. Она сразу это ощутила и тяжело переживала.

Поэтому даже если класс безразлично относится к конфликту, являясь своеобразной сценой, на которой развиваются события, всё равно, уже сам факт присутствия класса изменяет психологический смысл конфликта.

Ниже приведены два случая, когда класс своим вмешательством способствовал восстановлению справедливости.

(81) Ученица выпускного класса на уроке прихорашивалась, смотрелась в зеркало. Учительница сначала сделала ей замечание, а затем совсем потеряла над собой контроль. ”Катька-аэрофлот, мочалка, бойкая с парнями, здесь тебе не парикмахерская”, — кричала она. Потом она сорвала с головы девушки заколку и вдребезги разбила заколку о стену. Класс не стерпел такого издевательства, все ученики встали на защиту ученицы.

Потом был скандал, учительский товарищеский суд. Конфликт закончился тем, что учительница признала себя виновной, извинилась перед ученицей и вернула ей деньги за заколку. Товарищеский суд, как специальный механизм урегулирования конфликтов, сыграл в данном случае положительную роль.

(82) Во время генеральной уборки в шестом классе дочь директора школы просто сидела и ничего не делала. Учительница предложила ей какую-то работу, а та сказала, что если учительнице что-то нужно, пусть она сама и делает. Слова школьницы слышал весь класс, но учительница притворилась, что не расслышала.

На другой день шестиклассники решили всем классом показать этой девочке, что она не права. В начале урока, когда все выстроились у парт, школьники не подчинились команде ”садитесь”. Они требовали, чтобы девочка извинилась перед учительницей. Потом урок всё же начался, так как учительница пообещала уладить конфликт. Обо всём этом стало известно директору — матери девочки. В конечном итоге, девочку перевели в другую школу.

Случай хронической конфронтации класса и вновь назначенного классного руководителя.

(83) В начале учебного года учительницу, которая была классной руководительницей в восьмом классе, назначили завучем. Нагрузка на неё возросла, поэтому классное руководство передали другой учительнице.

И вот, эта учительница оказалась без вины виноватой. Класс необоснованно отвергал её на том основании, что они хотят прежнюю классную руководительницу. Любая инициатива новой классной руководительницы натыкалась на стену отчуждения и, наоборот, со всеми вопросами восьмиклассники шли по привычке к прежней.

Рассматриваемая ситуация в конце концов разрешилась благополучно. Фактическая передача классного руководства продолжалась полгода, за это время учащиеся привыкли в новой классной руководительнице, приняли её. В период ”двоевластия” обе классные руководительницы, новая и старая, были тактичны по отношению друг к другу, проявили взаимопонимание. Именно это обстоятельство во многом предопределило благоприятный исход.

Нередко бывает, что класс выступает, не как единое целое, а делится на одну, две группы и более групп, такое деление может продолжаться вплоть до отдельного ученика. Типичным примером деления класса на две группы является случай (79).

Вот пример, когда отдельный ученик осознанно вмешался в конфликт, а класс ему сочувствовал.

(84) Директор школы конфликтовал с учительницей. Напряжённость конфликта была столь высока, что директор позволял себе грубые публичные выходки в отношении учительницы. Однажды он явился к ней на урок и, несмотря на присутствие школьников, отругал учительницу, мешал проведению урока. Учащиеся были возмущены. Один из них вызвал директора из класса. Выяснение отношений в школьном коридоре привело к тому, что ученик подрался с директором!

Директор допустил, кроме нарушения профессиональной этики, ещё одно грубейшее нарушение: внесение конфликта между педагогическими работниками в сферу воспитания.

Для ученика драка с директором школы осталась без последствий. По-видимому, директор понял, что его поведение не выдерживает никакой критики, и счёл за благо замять конфликт.

Иногда бывает, что кто-то из класса совершил грубую выходку или сделал что-то непозволительное, а учитель не знает, кто именно это сделал. Тогда начинается долгий и изнуряющий поиск виновного. В ход идут угрозы, весь класс оставляют после уроков и т.п. И если учителю удаётся найти виновного, то слишком дорогой ценой: отношения учителя со всеми учащимися в классе ухудшаются. Примером успешного выхода из подобных ситуаций является случаи (71) и (72).

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.