В сложном конфликте стороны, как правило, не являются свидетелями всех событий, составляющих суть конфликта, поэтому нередко они судят о событиях со слов других людей. При передаче информации неизбежны ошибки и ложь.

Именно ложь добавляет много яда в отношения сторон. Джонатан Свифт писал, в своих книгах про путешествия Гулливера, что ложь, лжесвидетельство хуже воровства. Вор уносит лишь имущество, которое можно нажить снова, а лжец отнимает честь, которую не вернуть никогда.

Ложь бывает разная. Бывает, что истина неизвестна или же не очевидна, тогда её место нередко занимает ложь. Бывает также, что конфликтующие стороны специально пользуются ложью, чтобы представить ситуацию в выгодном для себя свете.

(85) Случай, когда истина не очевидна.

Мальчик, ученик второго класса нашёл подбитого голубя, который не мог летать, и прятался под колёсами грузовика. Если бы машина поехала, то раздавила бы голубя. Поэтому мальчик взял его и перенёс в безопасное место. Мимо проходили девочки из его класса, которым показалось, что мальчик мучает голубя, и пожаловались учительнице.

Руководимая самыми лучшими побуждениями, учительница при всех отругала мальчика: ”Изверг, фашист, дневник давай!” Родители, узнали об этом случае из дневника и разобрались в ситуации по-своему. Они встали на защиту ребёнка. В общем, разразился пустой конфликт, только потому, что девочкам что-то показалось.

Случай сознательной лжи.

(86) Пятиклассники учились во вторую смену, поэтому переписывание контрольной работы по математике под руководством студентки-практикантки закончилось в шесть часов. Правда, у трёх девочек с математикой было совсем плохо, они задержались в школе до половины седьмого.

На следующий день в школу пришли разъярённые родители одной из трёх девочек. Суть их претензий такова: ”Из-за математики наша дочь явилась домой в десять часов. Она настолько слаба здоровьем, что ночью почувствовала себя плохо, к ней вызывали ”скорую помощь” (уж неизвестно, правда ли про ”скорую”, скорее всего родители, также как и их дочка, любители приврать).

Завуч, разбираясь с жалобой, встретилась с теми тремя девочками, которые ушли из школы последними, и они, находясь в сговоре с первой девочкой, подтвердили, что правда, их отпустили из школы в десять часов вечера. Завуч приказала учительнице математики принять меры.

Итак, число сторон в конфликте нарастает, как снежный ком: лживая девочка, её родители, две другие лживые девочки, завуч, учительница математики. К счастью для студентки-практикантки, она три ближайших после контрольной работы дня в школе не появлялись, и непосредственного участия в конфликте не принимала, так что свои нервы зря не трепала.

За это время учительница математики отчасти разоблачила ложь. Под конец девочки хором утверждали, что были отпущены домой в полвосьмого, т.е. на час позже, чем было на самом деле. Хоть немножечко, да приврали! Перед студенткой они чувствовали себя виноватой, лебезили. Студентка тяжело переживала этот конфликт. Рассказывая об этом случае, она выглядела очень расстроенной.

Нередко, для того, чтобы уменьшить последствия лжи, сторона, облечённая властью, устраивает допросы. Это специфическая форма общения, которая характеризуется, во-первых, односторонним движением информации от допрашиваемого к допрашивающему, во-вторых, нередко предполагается, что допрашиваемый в чём-то виноват. Отсюда понятно, что допрос не способствует искренности отношений, он, как правило, усугубляет конфликт.

Иногда ложь можно выявить и без допросов. Проще всего это сделать посреднику (судье). Сначала ему следует выслушать каждую сторону по отдельности, затем нужно свести противоречащие друг другу стороны вместе и снова их выслушать. Если какая-то сторона конфликта правдива, то её первое и второе показания будут одинаковыми. Чем больше лжи, тем больше расхождения между двумя показаниями, потому что лживая сторона не побоится лгать посреднику наедине, но, общаясь с посредником в присутствии оппонентов, лживая сторона вынуждена будет корректировать свои показания.

Наконец, наибольшую ответственность за конфликт и его последствия несёт та сторона, которая много и, причём, сознательно лжёт.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.