БИАС-тест, описанный в 1982 г. Льюисом и Пуцеликом, позволяет определить основную модальность, т.е. модальность основной репрезентативной системы и, кроме того, относительную активность каждой репрезентативной системы [30].
Ниже предлагается модифицированный вариант БИАС-теста. Изменения, внесённые автором, облегчают работу с тестом, но совершенно не касаются его сути.
Стимульный материал состоит из пяти блоков, каждый блок — из четырёх карточек.
Условные обозначения: В — визуальный, К — кинестетический, А — аудиальный, Д — дискретно-логический.
Карточки первого блока.
1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь
на том, как, я слышал, решаются подобные вопросы.
(На обороте карточки — буква А)
2. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь
на том решении проблемы, которое представляется мне наилучшим.
(На обороте карточки буква — В)
3. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь
на своих эмоциях, чувствах.
(На обороте карточки буква — К)
4. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь
на тщательном изучении проблемы и фактов.
(На обороте карточки буква — Д)
Аналогично на карточках размещаются вопросы остальных блоков.
Вопросы второго блока:
Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:
— интонация речи, голос собеседника (А);
— те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник (В);
— логика доказательств собеседника (Д);
— искренность чувств собеседника (К).
Вопросы третьего блока:
Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравится в партнере:
— его манера одеваться (В);
— его эмоциональность, чувства, которые я разделяю (К);
— аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений, и которыми я тоже пользуюсь (Д);
— интонация, темп речи, тональность голоса (А).
Вопросы четвёртого блока:
Мне легче всего:
— найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора (А);
— подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету (Д);
— выбрать наиболее удобную мебель (К);
— подобрать для одежды, интерьера и др. богатые цветовые комбинации (В).
Вопросы пятого блока:
На мое настроение, самочувствие больше всего влияют:
— окружающие меня звуки, шумы, интонации голосов людей (А);
— возможность доказать правильность какого-либо утверждения, выяснить причину какого-либо события, построить цепь логических умозаключений (Д);
— насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и др. (К);
— общий вид обстановки, помещения, а также особенности его освещения (В).
Инструкция испытуемому:
”Вот здесь четыре карточки. Прочитайте, пожалуйста, что на них написано и выберите ту карточку, которая Вам больше всего подходит, т.е. в которой написано про Вас”.
После того, как выбор сделан, предлагается сделать выбор из оставшихся трёх карточек, а затем из оставшихся двух.
Инструкция психологу:
Испытуемому предлагаются вопросы согласно блокам. Порядок предъявления блоков не важен.
Карточки, выбранные в блоках первыми, получают по три балла. Карточки, выбранные вторыми и третьими, получают по два и по одному баллу соответственно. Карточки оставшиеся невыбранными получают 0 баллов. После каждого выбора экспериментатор переворачивает карточку, чтобы узнать какая буква А, В, Д или К на обороте.
Баллы, присвоенные каждой карточке, проставляются в соответствующем месте бланка протокола, затем все баллы суммируются построчно.
Суммы свидетельствуют об относительной активности той или иной репрезентативной системы. Чем больше сумма, тем большую роль играет соответствующая репрезентативная система. Основная репрезентативная система та, у которой оказалась наибольшее число баллов.
Минимальное возможное число баллов в каждой сумме — 0, максимальное — 15. Формальный контроль: сумма всех сумм равна 30.
БЛАНК ПРОТОКОЛА
Дата____________ ФИО ______________ Возраст_________
Репрезен-
тативная
система Iблок IIблок IIIблок IYблок Yблок сумма
__________________________________________________
А
В
Д
К__________________________________________________
Общая сумма = 30.
Добавить комментарий