Научитесь с человеком разговаривать так, чтобы ему было удобно вас слушать!

Это значит, что при общении следует придерживаться модальности основной репрезентативной системы собеседника, причём основную модальность необходимо определить как можно быстрее, в первые пять минут. БИАС-тест, простой и информативный, для подстройки к собеседнику бесполезен, т.к. человек, который скажет, что давайте я вас сначала протестирую, а лишь потом буду общаться, по меньшей мере, смешон.

Поэтому основная модальность должна быть определена исходя из модальности слов-предикатов. Беседа, однако, может развиваться так, что характерные слова-предикаты не применяются. Тогда рекомендуется просто поспрашивать собеседника, как он воспринимает мир: ”Вы его видите, слышите или чувствуете?” или ”Как вы узнаёте о мире? ”

Наконец, автор предлагает следующий простой приём. Спустя несколько минут после начала разговора можно самому вести разговор попеременно в разных модальностях, т.е. сознательно применять слова-предикаты соответствующих модальностей. И как только модальность речи совпадёт с модальностью основной репрезентативной системы собеседника, у него в первую секунду будет наблюдаться бурная мышечная активность. Конечно же, активность крупных мышц контролируется сознанием, но мелкие, такие как, мышцы пальцев рук, мимические и, особенно, глазодвигательные мышцы становятся настолько активными, что внимательный наблюдатель легко это заметит.

При выступлении перед большими аудиториями, где неизбежно имеются люди с различными основными модальностями, желательно употреблять слова-предикаты разных модальностей. Например: ”Сегодня я расскажу (А) и покажу (В) что-то интересное так, чтобы вы хорошо прочувствовали (К) основные идеи, мысли, структуры (Д) и удержали (К) основные представления и образы (В) в своей памяти.”

Наконец, иногда требуется, наоборот, подчеркнуть дистанцию между собеседниками, тогда модальности при беседе должны быть различными. Большинство людей предпочитают визуальную или кинестетическую модальности, поэтому если применять аудиальные и дискретные слова-предикаты, то эффект отстранённости от собеседника возникнет, как правило, сам собой: ”Послушайте меня! Если вы думаете, что поступаете хорошо, то вы ошибаетесь!”

Для облегчения перевода из одной модальности в другую предлагается таблица:

Таблица 2. Слова-предикаты, соответствующие различным модальностям

Неопреде-лённые Дискретные Визуальные Аудиальные Кинестети- ческие
Сделать Обдумать Осветить Обговорить Прочувство- вать
Проявить настойчи- вость Тщательно продумывать, доказывать Высматри- вать, вгляды-ваться, разъяснять Вслуши- ваться, растолко-вывать Добиваться, упорствовать, держаться
Установка Ход мысли, мнение Перспектива, точка зрения Комментарий Направлен-ность, уклон
Продемон-стрировать Доказать, утверждать Показать, проиллюст-рировать Растолковать Дать почувствовать
Отсутст-вовать Быть пустого-ловым, глупым, невнима-тельным Быть невидимым, ослеплё- нным Быть оглушённым, безмолвным Быть неподвижным, замереть
Быть вниматель- ным Вдумываться Вглядываться Вслушиваться Старательно ощущать, отдаться ощущениям
Испускать что-либо Делиться мыслями Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Обычный, привычный Простой, несложный Тусклый, серый Однозвучный, приглушённый Вялый, дряблый, безвкусный
Воспроиз-вести, повторить Ещё раз продумать, припомнить Ещё раз просмотреть, обозреть Проговорить, пересказать Пройтись по…, прогнать
Излагать Полагать Показать Рассказать Провести
Игнориро- вать Пренебре- гать Не видеть Не слышать Не почувст-вовать
Сочинить Придумать, помыслить Вообразить Озвучить Ухватить, охватить
Заметный, привле-кающий внимание Остроумный Яркий, цветастый, бросающийся в глаза Громкий, оглушитель- ный Ощутимый, прилипчивый
Привлечь внимание Наводить на мысль Указать Намекнуть Коснуться
Замечать Вдумываться Увидеть Услышать Почувство- вать
Сделать заметным, привлека- ющим внимание Сделать остроумным, значимым Объявить, проявить Провозгла- сить, оглашать Выдвигать вперёд, выставлять
Выполним Обдумаем, проанали- зируем Рассмотрим Обговорим Разберём, прикинем
Не способный Глупый Слепой Глухой Бесчувст- венный
Сделать что-то знакомое Напомнить о чём-либо Выглядеть знакомым Согласовы- ваться с чем-либо, быть созвучным Состыко- ваться, соприка- саться
Жесты на верхнем уровне Жесты на среднем уровне Жесты внизу

Рассмотренные здесь идеи из НЛП оказались полезными и в дефектологии. Примерно у одной трети всех детей основная репрезентативная система — кинестетическая, а ещё у половины детей — визуальная. Учебный процесс в начальной школе построен согласно культурным требованиям и предполагает приоритет визуальной модальности.

Поэтому дети, у которых основная репрезентативная система кинестетическая, оказываются в невыгодном положении. Они вынуждены заниматься бесконечными переводами из визуальной модальности в кинестетическую и наоборот. Отсюда неизбежны трудности в учении. Отставание можно преодолеть в специальных классах выравнивания, где дети постепенно учились бы функционировать в визуальной модальности и, тогда предпосылки неуспеваемости были бы устранены.

В настоящее время идеи НЛП всё более широко применяются в специализированных классах для детей с задержкой психического развития.

В заключение отметим, что модальности ведущей, определяемой согласно глазодвигательным паттернам, системы и основной репрезентативной системы, определяемой по словам-предикатам могут не совпадать.

(122) Например:

Учительница: Вася, почему ты побил сегодня Мишу в раздевалке?

Вася: Я его не трогал! Мы не дрались! (Учительница видит, что глаза Васи качнулись налево, вверх — визуальные воспоминания.)

В данном случае модальность ведущей системы визуальная, а репрезентативной системы — кинестетическая.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.