Учителя, преподаватели в большинстве своём являются носителями и выразителями культурных и идеологических норм, принятых в обществе. В этом смысле к личности учителя предъявляются повышенные требования. Если учитель, преподаватель не соответствует культурным и идейным стандартам общества, то он запросто может распрощаться со своей работой.

(155) Например, в самом начале 80-х годов преподавательница пединститута позволила себе окреститься в церкви. На Совете института её осудили, выгнали с работы, и это несмотря на то, что она, конечно же, не вела религиозной пропаганды среди студентов. Лишь один преподаватель выступил на Совете в её защиту, заявив, что такое решение противоречит конституции, где декларируется свобода совести.

В то же самое время в Западной Германии учителей увольняли с работы лишь за принадлежность к запрещённой коммунистической партии (так, по крайней мере, на все лады писали тогда советские газеты).

Понятно, что учителя из чувства самосохранения подвергают самоцензуре свои собственные высказывания, и, кроме того, выступают в роли цензоров для учеников. Впрочем, самоцензура большинству учителей даётся без насилия над собой, потому что, многократно проговаривая на уроках только ”правильные” мысли, учителя постепенно свыкаются с ними, считают их своими, искренне верят в их истинность.

Ниже приводятся случаи, где учителя выступали в роли цензоров.

(156) Учительница спросила третьеклассницу, что она читала по внеклассному чтению. Девочка ответила, что она читала книжку про царей, потом добавила: "Цари бывают разные. Бывают злые, а бывают добрые."

"Цари не бывают добрыми!" — фыркнула в ответ учительница и поставила двойку.

(157) Ученица первого класса плохо знала русский язык, но ей пришлось учиться в русской школе. Постепенно она научилась разговаривать по-русски.

Описываемый случай произошёл уже во втором классе. Учительница дала задание рассказать о Ленине. Девочка отвечала: "Ленин хороший, добрый, любит детей и т.п., он равнодушный." Она думала, что слово равнодушный здесь вполне подходит, это значит, что у него хорошая, ровная душа.

Все в классе засмеялись, а учительница строго отчитала ученицу. Потом она пожаловалась её маме, которая работала в этой же школе учительницей. Так что девочке и дома досталось. Теперь эта девочка, уже студентка, признаётся, что до сих пор побаивается ситуаций публичного выступления.

В приведённых двух случаях учителя панически боятся обвинений в неблагонадёжности, отсюда их чрезмерные реакции на "крамолу".

Справедливости ради отметим, что не только наши, российские учителя, но учителя и других стран панически боятся обвинений в неблагонадёжности. Вот случай из книги [8]:

(158) Ученик на уроке истории заявил, что не справедливо, когда немногие владеют колоссальными богатствами, в то время как другие голодают. Было бы хорошо, если богатства распределялись более или менее равномерно.

Поскольку в США в это время занималась заря эры Маккарти, учитель отреагировал на такие высказывания со страхом и подозрением. Брызгая слюной, он закричал: "Это же будет коммунизм! Тебе что, коммунизма захотелось?"

Следует отметить, что, несмотря на давление властей и общественных норм, многие учителя сохраняют здравый смысл и поступают так, как им велит совесть.

(159) После летних дождей в центре города прямо перед горкомом партии разлилась огромная лужа. Десятиклассник во время прогулки перенёс свою подругу через эту лужу на руках, чтобы девушка не замочила ноги. На его беду кто-то из горкома партии глазел в окно.

Городок маленький, все друг друга знают, так что разразился скандал, дескать, школьник ведёт себя аморально, подобно героям буржуазных фильмов. И где, — в самом центре города, перед горкомом партии!

Школа, куда поступил сигнал, отреагировала, как было приказано: осудила юношу. И лишь учительница литературы в разговоре с глазу на глаз поддержала его. Она сказала, что юноша молодец, что так и нужно впредь поступать, и вообще, она посоветовала держаться от горкома партии подальше.

Приведённые выше случаи относятся к недавнему прошлому, поэтому может показаться, что всё сказанное о цензуре и самоцензуре неактуально.

Однако кто может поручиться, что наше общество и, главное, наше общественное сознание изменились за последнее десятилетие настолько, что подобного никогда больше не повторится? Тем более, что после оттепели, как известно, наступает похолодание. Так что "…то ли ещё будет, ой-ей-ей!"

И всё же, каково бы ни было давление, ограничивающее свободу личности со стороны государства и общества, человек всегда имеет свою собственную степень свободы, которой распоряжается только он сам, и никто другой. Учительница из предыдущего примера не осудила, а наоборот, поддержала юношу. На Совете института (пример (155)) все молчали, а один преподаватель, кстати, член КПСС, защищал верующую преподавательницу на том основании, что в брежневской конституции декларируется свобода совести.

Отсюда понятно, что проблемы свободы учителя, цензуры и самоцензуры, не только внешние проблемы, определяемые общественным устройством. Они в не малой степени, являются внутренними, психологическими проблемами, так что каждый педагогический работник будет решать их по-своему.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.